Регулирование алкогольной продукции

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 29.12.2016) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" / КонсультантПлюс

Для ознакомления с текстом данного документа можно обратиться в региональный информационный центр (РИЦ) Сети КонсультантПлюс, расположенный в Вашем городе/регионе.

Дополнительная информация к документу или его части по значку i (разъяснения, комментарии, судебная практика) представлена в коммерческой версии системы КонсультантПлюс.

На сайте возможность недоступна.

В коммерческой версии системы КонсультантПлюс представлены все редакции документа (в том числе с изменениями, не вступившими в силу):

- указан период действия редакции

- можно найти редакцию на определённую дату

- можно сравнить редакции друг с другом

На сайте не представлены редакции документа

Закрыть

Consultant.ru

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка РФ

Алкогольная продукция, маркированная поддельными федеральными специальными марками, выявленная Росалкогольрегулированием

В связи с участившимися случаями выявления в обороте продукции, маркированной поддельными федеральными специальными марками, Росалкогольрегулирование обращает внимание организаций оптовой и розничной торговли на необходимость регулярной  проверки закупаемой алкогольной продукции на предмет подлинности ФСМ.

Проверка осуществляется через раздел «Личный кабинет» на официальном сайте Росалкогольрегулирования.

Напоминаем, что ответственность за оборот нелегальной алкогольной продукции, маркированной поддельными федеральными специальными марками  или марками с искаженной информацией, предусмотрена п.3 ст. 20 Федерального закона № 171-ФЗ, ст. 171 прим. 1 и ст. 327 прим. 1 УК РФ, ст. 15.12 ч. 2 КоАП.

Опровержение (в виде резолютивной части решения арбитражного суда по иску Общества с ограниченной ответственностью «Флагман» (ИНН 7901535269, ОГРН 1097901001318) о защите деловой репутации юридического лица) (pdf, 0.219Mb)

______________________________________________________________________________________________________________________

fsrar.ru

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка РФ

Александр Хлопонин провёл совещание по вопросам повышения эффективности государственного регулирования алкогольной отрасли

12.02.2016

На совещании, в частности, обсуждались меры, направленные на обеспечение полноты и своевременности начисления и уплаты акцизов на алкогольную продукцию, а также повышение ответственности за незаконную торговлю алкогольной продукцией.

В совещании приняли участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти и Государственной Думы.

Заместитель Председателя Правительства напомнил, что в текущих непростых экономических условиях руководством страны поставлена задача обеспечения сбалансированности федерального бюджета, что, в частности, должно найти отражение в повышении уровня собираемости акцизов.

Для решения этой проблемы Правительство проводит ряд мероприятий, предусмотренных «дорожной картой» по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке. Принимаются и другие системные решения, такие, например, как консолидация контрольно-надзорных функций.

В ходе совещания была отмечена необходимость принятия в рамках весенней парламентской сессии поправок в Налоговый кодекс, которые будут направлены на обеспечение полноты и своевременности начисления и уплаты акцизов на алкогольную продукцию, а также поправок в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс, которые позволят значительно усилить ответственность за незаконную торговлю алкогольной продукцией. Предлагается, в частности, многократно повысить штрафы, которые должны возрастать пропорционально размерам получаемого от нелегальной торговли дохода, а в отдельных случаях предусмотреть возможность лишения свободы.  

Вице-премьер также дал поручения профильным ведомствам представить предложения по усилению контроля за оборотом медицинского спирта, который сегодня зачастую используется в нелегальном производстве спиртосодержащих напитков и суррогатов. При этом Александр Хлопонин особо отметил, что данная мера не должна привести к росту цен на лекарственном рынке. Он также заявил, что Правительство при необходимости готово рассмотреть возможность применения механизмов налоговых вычетов с целью облегчить нагрузку предприятий по внедрению контрольных инструментов.

fsrar.ru

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка РФ

Главная»Новости»Александр Хлопонин провёл совещание с представителями организаций, профсоюзов и ассоциаций, работающих в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции

Александр Хлопонин провёл совещание с представителями организаций, профсоюзов и ассоциаций, работающих в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции

04.02.2016

Обсуждался ход внедрения в 2016 году единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В ЕГАИС уже зарегистрировано 1408 оптовых организаций, что составляет 99%.

В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2016 года №182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции”» с 1 января 2016 к ЕГАИС должно быть подключено всё оптовое звено. По информации Росалкогольрегулирования, на сегодняшний день в ЕГАИС зарегистрировано 1408 оптовых организаций, что составляет 99%.

В ходе совещания представители бизнеса поделились своим опытом работы в системе. Большинство участников констатировали высокое качество ЕГАИС. В то же время были отмечены её недостатки. Прозвучавшие на совещании предложения по их устранению вошли в итоговый протокол.

Представители бизнеса также признали, что усовершенствования требуют и их собственные информационные системы, которые зачастую не готовы к работе с ЕГАИС. Работа в этом направлении будет продолжена.

Александр Хлопонин напомнил, что 1 июля 2016 года закон вступит в силу для предприятий розничной торговли. По его словам, отмены введения ЕГАИС на алкогольном рынке не будет, поэтому во избежание трудностей, которые уже испытали на себе организации оптового звена, представители розницы должны заранее подготовиться к работе в новом формате. На данный момент в этом сегменте рынка к ЕГАИС подключено 60% организаций.

Вице-премьер также дал поручение в ходе весенней парламентской сессии подготовить поправки в законодательство, которые предусматривают введение ЕГАИС во всех без исключения населённых пунктах, в том числе тех, где проживает менее 3 тыс. человек.

Ещё один законопроект касается повышения ответственности за реализацию алкогольных напитков без лицензии. Александр Хлопонин поручил разработать настолько жёсткие меры, чтобы они могли всерьёз повлиять на искоренение данного явления.

fsrar.ru

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка РФ

Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей

Организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их розничной продажи.

Организации, осуществляющие производство этилового спирта и алкогольной продукции с его использованием, обязаны осуществлять учет и декларирование использования производственных мощностей.

Организации, осуществляющие закупку этилового спирта в объеме, превышающем 200 декалитров в год, для производства этилового спирта по фармакопейным статьям, алкогольной и спиртосодержащей продукции, должны декларировать объем использования этилового спирта.

Организации, осуществляющие закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме, превышающем 200 декалитров в год, в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд, должны декларировать объем использования этилового спирта по фармакопейным статьям.

Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.

Формы и правила представления деклараций об объеме производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей».

Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, и Классификатор видов продукции утверждены Приказом Федеральной  службы по регулированию алкогольного рынка  от 23 августа 2012 № 231.

Порядок представления деклараций в электронном виде

Декларации в электронном виде представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в формате версии 4.31 на основе XML. Организация представляет декларации в целом по организации в разрезе каждого своего обособленного подразделения посредством передачи по телекоммуникационным каналам связи с электронной цифровой подписью в зашифрованном виде.

Для обмена информацией с Росалкогольрегулированием, подписанными и зашифрованными декларациями необходимо наличие:

  1. личного сертификата ключа подписи и закрытого ключа (который должен принадлежать уполномоченному лицу подписавшему декларацию в бумажном виде);
  2. сертификата Росалкогольрегулирования;
  3. набора программных компонентов для подписания и шифрования деклараций, в качестве программных компонентов могут быть использованы, «КриптоАРМ Стандарт» версии 4.5 (инструкция по работе) либо «КриптЭК» (инструкция по работе)
  4. Сертифицированный криптопровайдер (VipNet CSP (Скачать), «КриптоПро CSP» (Скачать) или аналоги) ) (требуется для работы компонентов, указанных в п.3).
Дополнительно необходимо установить корневые сертификаты Удостоверяющего Центра.

Декларации подаются в «Личном кабинете»

Все вопросы, связанные с представлением деклараций в электронном виде, а также регистрацией в "Личном кабинете", можно задать по телефону +7 (495) 662-50-52+7 (495) 662-50-52, добавочный 1946.

fsrar.ru

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка РФ

Обсуждался ход внедрения в 2016 году единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В ЕГАИС уже зарегистрировано 1408 оптовых организаций, что составляет 99%.

В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2016 года №182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции”» с 1 января 2016 к ЕГАИС должно быть подключено всё оптовое звено. По информации Росалкогольрегулирования, на сегодняшний день в ЕГАИС зарегистрировано 1408 оптовых организаций, что составляет 99%.

В ходе совещания представители бизнеса поделились своим опытом работы в системе. Большинство участников констатировали высокое качество ЕГАИС. В то же время были отмечены её недостатки. Прозвучавшие на совещании предложения по их устранению вошли в итоговый протокол.

Представители бизнеса также признали, что усовершенствования требуют и их собственные информационные системы, которые зачастую не готовы к работе с ЕГАИС. Работа в этом направлении будет продолжена.

Александр Хлопонин напомнил, что 1 июля 2016 года закон вступит в силу для предприятий розничной торговли. По его словам, отмены введения ЕГАИС на алкогольном рынке не будет, поэтому во избежание трудностей, которые уже испытали на себе организации оптового звена, представители розницы должны заранее подготовиться к работе в новом формате. На данный момент в этом сегменте рынка к ЕГАИС подключено 60% организаций.

Вице-премьер также дал поручение в ходе весенней парламентской сессии подготовить поправки в законодательство, которые предусматривают введение ЕГАИС во всех без исключения населённых пунктах, в том числе тех, где проживает менее 3 тыс. человек.

Ещё один законопроект касается повышения ответственности за реализацию алкогольных напитков без лицензии. Александр Хлопонин поручил разработать настолько жёсткие меры, чтобы они могли всерьёз повлиять на искоренение данного явления.

fsrar.ru

5.1. Реклама алкогольной продукции / Правовое регулирование рекламной деятельности / Библиотека (книги, учебники и журналы) / В помощь Веб-Мастеру

5.1. Реклама алкогольной продукции

Алкогольной считается пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, полученного из пищевого сырья и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Согласно статье 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон о регулировании алкогольного производства), алкогольная продукция подразделяется на такие виды как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино).

Реклама алкогольной продукции существенно ограничена действующим законом (статья 21), причем новый Закон о рекламе по сравнению с ранее действовавшим ограничивает рекламу не только собственно алкогольной продукции, но и товарных знаков, ассоциирующихся с алкоголем, а также производителей и продавцов соответствующей продукции, что ранее допускалось.

Правовое регулирование рекламы алкогольной продукции включает следующие составляющие:

• требования к содержанию рекламы;

• требования к средствам распространения рекламы;

• требования к рекламным акциям.

Большинство установленных норм является запрещающими. По содержанию реклама алкогольной продукции не должна:

1) содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2) осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;

3) содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека;

4) содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;

5) обращаться к несовершеннолетним;

6) использовать образы несовершеннолетних.

Кроме того, рекламу алкогольной продукции в каждом случае необходимо сопровождать предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее 10 процентов рекламной площади (пространства).

Ограничения средств распространения алкогольной продукции сводятся к следующему. Запрещено размещать такую рекламу:

1) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио– и видеопродукции;

3) в теле– и радиопрограммах, при кино– и видеообслуживании;

4) на всех видах транспортных средств общего пользования;

5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе 100 м от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе 100 м от таких сооружений.

Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается только в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе. При этом к участию в раздаче образцов алкогольной продукции запрещается привлекать несовершеннолетних, а также запрещается предлагать им такие образцы.

Помимо Закона о рекламе ограничения на рекламу алкоголя устанавливал ранее Закон о регулировании алкогольного производства, статья 17 которого устанавливает два правила:

1) реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе;

2) при рекламе алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции должно использоваться не менее половины рекламного времени (площади) для информации населения о вредных последствиях употребления алкогольных напитков и способах определения их фальсификации.

Данные требования существенно отличаются от правил как нового Закона о рекламе, так и ранее действовавшего Закона «О рекламе» 1995 г. До вступления в силу нового закона суды и антимонопольные органы отдавали предпочтение более жесткому Закону о регулировании алкогольного производства, привлекая к ответственности нарушителей. Противостояние рекламодателей и контролирующих органов доходило до того, что суммы штрафов за нарушение требований к рекламе алкоголя закладывались в бюджеты рекламных кампаний.

Новый закон утверждает: иные законы, регулирующие отношения в сфере рекламы, должны соответствовать Закону о рекламе (статья 4, статья 40, пункт 2). В октябре 2006 г. статья 17 Закона о регулировании алкогольного производства признана утратившей силу.

В 1999 г. рекламное агентство размещало на улицах одного из российских городов наружную рекламу водки «S». Антимонопольный орган признал рекламораспространителя наружной рекламы нарушившим статью 17 Закона о регулировании алкогольного производства (согласно закону, распространение рекламы любой алкогольной продукции разрешается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции), и вынес предписание о снятии с распространения рекламы водки «S» в местах, не отвечающих упомянутым требованиям.

Рекламное агентство обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения антимонопольного органа.

Арбитражный суд удовлетворил исковые требования рекламного агентства на основании того, что норма статьи 17 Закона о регулировании алкогольного производства регулирует отношения по распространению наружной рекламы, предусмотренной Законом о рекламе.

Антимонопольный орган, не согласившись с решением арбитражного суда, обжаловал его в апелляционном порядке.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция в своем постановлении указала, что Закон о рекламе и Закон о регулировании алкогольного производства – федеральные, прямого действия, применяются на всей территории Российской Федерации, т. е. по своей юридической силе равны. Поскольку Закон о регулировании алкогольного производства принят позднее Закона о рекламе, при размещении и распространении рекламы алкогольных напитков должна учитываться статья 17 названного закона, вводящая ограничения на рекламу алкогольной продукции с целью защиты здоровья граждан. При этом способ распространения рекламы не имеет существенного значения.

В кассационной жалобе истец (рекламное агентство) сослался на то, что норма статьи 17 Закона о регулировании алкогольного производства, как и сам закон, не входит в систему законодательства о рекламе, поэтому антимонопольный орган не вправе осуществлять государственный контроль соблюдения названного закона.

Суд кассационной инстанции оставил без изменения постановление апелляционной инстанции на основании того, что приведенная норма закона устанавливает ограничения на рекламирование алкогольных напитков, регулируя отношения в области рекламы, а следовательно, входит составной частью в систему законодательства Российской Федерации о рекламе.

Другой пример нарушения требований к рекламе алкогольной продукции – реклама алкоголя под видом рекламы других товаров, имеющих тождественный или схожий до степени смешения товарный знак.

Одно из областных управлений Федеральной антимонопольной службы (ФАС) вынесло решение о привлечении рекламного агентства к административной ответственности за размещение на городских билбордах рекламы «Тосты от П.» в связи с тем, что данная реклама не только представляет новую телефонную линию, но и способствует реализации одноименной водки. Рекламное агентство при этом утверждало, что в данной рекламе продвигается лишь телефонная линия. Местный фонд экономических и социальных исследований провел социологический опрос, который показал, что 58 процентов опрошенных горожан воспринимают «Тосты от П» именно как рекламу известной водки. По их мнению, информация на щитах создает ассоциативный ряд с застольем и выпивкой, а в самой рекламе используется логотип одноименной водки.

Аналогичные решения неоднократно принимались и Экспертным советом по применению законодательства о рекламе при ФАС. Например, в 2005 г. совет вынес рекомендации по привлечению нарушителей к ответственности в связи с распространением рекламы питьевой воды «N». В рекламе воды присутствовали товарный знак, индивидуализировавший, в том числе, водку, изображение бутылки, используемой также для розлива одноименной водки, слоган, по своим топонимическим характеристикам более подходивший для водки. Также была показана ситуация, не характерная для употребления воды. Совет признал, что данная реклама с использованием товарного знака «N» является рекламой водки «N», и рекомендовал ФАС учесть данное мнение Экспертного совета при рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, возбужденного по факту распространения указанной рекламы .

В другой ситуации Арбитражный суд Москвы подтвердил законность решения и предписания Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства о ненадлежащей рекламе напитка. В этой рекламе демонстрировалась бутылка алкогольного напитка «X», в точности копирующая бутылку водки «X», а также содержалась надпись «Слабоалкогольный коктейль. Крепость 6 %», выполненная мелким шрифтом и практически неразличимая с близкого расстояния (1–1,5 м). Кроме того, в рекламе были использованы слоганы, предполагающие употребление крепких спиртных напитков. Таким образом, в рекламе напитка внимание потребителей привлекалось именно к изображению бутылки и рекламным слоганам. Реклама лишь формально указывала на рекламируемый товар – слабоалкогольный напиток «X». Одновременно выяснилось, что этот напиток в продаже отсутствует. Для доказательства своих претензий антимонопольный орган организовал проведение социологического исследования, в результате которого было признано, что реклама напитка «X» фактически является рекламой водки «X», противоречит требованиям пункта 1 статьи 17 Закона о регулировании алкогольного производства и является ненадлежащей, что и подтвердил арбитражный суд .

Требования к содержанию рекламы алкоголя были признаны нарушенными в следующей ситуации. Производитель алкогольной продукции (водки) указал на контрэтикетке бутылки водки и в размещаемой в местах реализации алкогольной продукции рекламе водки следующее утверждение: «Водка „Y“. Тонизирует. Улучшает кровообращение».

Слово «тонизировать» означает поднять степень жизнедеятельности, жизненной активности. Улучшение кровообращения после употребления рекламируемого продукта свидетельствует о положительных терапевтических свойствах продукта. С учетом изложенного указанная реклама водки признана антимонопольным органом ненадлежащей .

Практика применения статьи Закона о рекламе, ограничивающей рекламу алкоголя, показывает, что производители алкогольной продукции готовы идти на различные хитрости, платить штрафы, которые в 2006 г. были увеличены в 10 раз в целях продвижения своей продукции. Ужесточение ответственности и требований законодательства не всегда способствует в такой ситуации достижению наилучшего результата. Реклама алкоголя по-прежнему агрессивно нацелена на потребителя под видом рекламы конфет, воды, коктейлей, конкурсов и т. п. Каждый раз антимонопольный орган вынужден проводить дорогостоящие экспертизы и исследования, чтобы доказать, что в конкретной ситуации рекламируется именно алкогольная продукция.

В настоящее время, с отменой статьи 17 Закона о регулировании алкогольного производства, у производителей появились новые возможности для своей рекламы. Важно, чтобы использование этих возможностей не противоречило букве закона и было добросовестным.

wm-help.net

Статьи по теме