Метод кодирования цвета cmy как правило применяется

Вопрос: какой цвет обозначает первая буква в цветовой модели CMYK?

Кирилл Иванов

cyan
http://ru.wikipedia.org/wiki/CMYK
и не задавайте больше тупые вопросы

Алексей Казаков

По-русски эти цвета часто называют так: голубой, пурпурный, жёлтый; но профессионалы подразумевают cyan, magenta и yellow

Валерий Мартюшев

Четырёхцветная автотипия (CMYK: Cyan, Magenta, Yellow, Key color) — субтрактивная схема формирования цвета, используемая прежде всего в полиграфии для стандартной триадной печати. Схема CMYK, как правило, обладает сравнительно небольшим цветовым охватом.

По-русски эти цвета часто называют так: голубой, пурпурный, жёлтый; но профессионалы подразумевают cyan, magenta и yellow (о значении K см. далее) . Печать четырьмя красками, соответствующими CMYK, также называют печатью триадными красками.

Ясно, что цвет в CMYK зависит не только от спектральных характеристик красителей и от способа их нанесения, но и их количества, характеристик бумаги и других факторов. Фактически цифры CMYK являются лишь набором аппаратных данных для фотонаборного автомата или CTP и не определяют цвет однозначно.

Так, исторически в разных странах сложилось несколько стандартизованных процессов офсетной печати. Сегодня это американский, европейский и японский стандарты для мелованной и немелованной бумаг. Именно для этих процессов разработаны стандартизованные бумаги и краски. Для них же созданы соответствующие цветовые модели CMYK, которые используются в процессах цветоделения. Однако, многие типографии, в которых работают специалисты с достаточной квалификацией (или способные на время пригласить такого специалиста) нередко создают профиль описывающий печатный процесс конкретной печатной машины с конкретной бумагой. Этот профиль они предоставляют своим заказчикам.

Александр

голубой цвет

Вопрос: информатика. Как кодируется графическая информация, если изображение черно-белое (цветное)?

Anuar Mukhambetov

Растр — это метод кодирования графической информации,
издавна принятый в полиграфии

Если рассмотреть с помощью увеличительного стекла черно-белое графическое изображение, напечатанное в газете или книге, то можно увидеть, что оно состоит из мельчайших точек, образующих характерный узор, называемый растром (рис. 1.3).
Поскольку линейные координаты и индивидуальные свойства каждой точки (яркость) можно выразить с помощью целых чисел, то можно сказать, что растровое кодирование позволяет использовать двоичный код для представления графических данных. Общепринятым на сегодняшний день считается представление черно-белых иллюстраций в виде комбинации точек с 256 градациями серого цвета, и, таким образом, для кодирования яркости любой точки обычно достаточно восьмиразрядного двоичного числа.
Для кодирования цветных графических изображений применяется принцип декомпозиции произвольного цвета на основные составляющие. В качестве таких составляющих используют три основные цвета: красный (Red, К) , зеленый (Green, G) и синий (Blue, В) . На практике считается (хотя теоретически это не совсем так) , что любой цвет, видимый человеческим глазом, можно получить путем механического смешения этих трех основных цветов. Такая система кодирования называется системой RGB по первым буквам названий основных цветов.
Если для кодирования яркости каждой из основных составляющих использовать по 256 значений (восемь двоичных разрядов) , как это принято для полутоновых черно-белых изображений, то на кодирование цвета одной точки надо затратить 24 разряда. При этом система кодирования обеспечивает однозначное определение 16,5 млн различных цветов, что на самом деле близко к чувствительности человеческого глаза. Режим представления цветной графики с использованием 24 двоичных разрядов называется полноцветным (True Color).
Каждому из основных цветов можно поставить в соответствие дополнительный цвет, то есть цвет, дополняющий основной цвет до белого. Нетрудно заметить, что для любого из основных цветов дополнительным будет цвет, образованный суммой пары остальных основных цветов. Соответственно, дополнительными цветами являются: голубой (Cyan, С) , пурпурный (Magenta, M) и желтый (Yellow, У) . Принцип декомпозиции произвольного цвета на составляющие компоненты можно применять не только для основных цветов, но и для дополнительных, то есть любой цвет можно представить в виде суммы голубой, пурпурной и желтой составляющей. Такой метод кодирования цвета принят в полиграфии, но в полиграфии используется еще и четвертая краска — черная (Black, К) . Поэтому данная система кодирования обозначается четырьмя буквами CMYK (черный цвет обозначается буквой К, потому, что буква В уже занята синим цветом) , и для представления цветной графики в этой системе надо иметь 32 двоичных разряда. Такой режим тоже называется полноцветным (True Color).
Если уменьшить количество двоичных разрядов, используемых для кодирования цвета каждой точки, то можно сократить объем данных, но при этом диапазон кодируемых цветов заметно сокращается. Кодирование цветной графики 16-разрядными двоичными числами называется режимом High Color.
При кодировании информации о цвете с помощью восьми бит данных можно передать только 256 цветовых оттенков. Такой метод кодирования цвета называется индексным. Смысл названия в том, что, поскольку 256 значений совершенно недостаточно, чтобы передать весь диапазон цветов, доступный человеческому глазу, код каждой точки растра выражает не цвет сам по себе, а только его номер (индекс) в некоей справочной таблице, называемой палитрой. Разумеется, эта палитра должна прикладываться к графическим данным — без нее нельзя воспользоваться методами воспроизведения информации на экране или бумаге (то есть, воспользоваться, конечно, можно, но из-за неполноты данных полученная информация не будет адекватной: листва на деревьях может оказаться красной, а небо — зеленым).

Электронный учебник

Цветовая модель RGB: Red, Green, Blue

В этой модели работают мониторы и бытовые телевизоры.

Любой цвет считается состоящим из трех основных компонентов: красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue). Эти цвета называются основными.

При наложении одного компонента на другой яркость суммарного цвета увеличивается. Совмещение трех компонентов дает нейтральный цвет (серый), который при большой яркости стремится к белому цвету.

Метод получения нового оттенка суммированием яркостей составляющих компонентов называют аддитивным методом.

Он применяется всюду, где цветное изображение рассматривается в проходящем свете («на просвет»): в мониторах, слайд-проекторах и т. п.

Чем меньше яркость, тем темнее оттенок, поэтому в аддитивной модели центральная точка, имеющая нулевые значения компонентов (0, 0, 0), имеет черный цвет (отсутствие свечения экрана монитора). Белому цвету соответствуют максимальные значения составляющих (255, 255, 255).

Модель RGB является аддитивной.

Цветовая модель CMYK : Cyan, Magenta, Yellow, blacK

Эту модель используют для подготовки не экранных, а печатных изображений.

Схема CMYK, как правило, обладает сравнительно небольшим цветовым охватом.

Печатные изображения отличаются тем, что их видят не в проходящем, а в отраженном свете.

Чем больше краски положено на бумагу, тем больше света она поглощает и меньше отражает.

Совмещение трех основных красок поглощает почти весь падающий свет, и со стороны изображение выглядит почти черным. Увеличение количества краски приводит не к увеличению визуальной яркости, а наоборот, к ее уменьшению.

Для подготовки печатных изображений используется не аддитивная (суммирующая) модель, а субтрактивная (вычитающая) модель.

Цвет в такой схеме зависит не только от спектральных характеристик красителей и от способа их нанесения, но и их количества, характеристик бумаги и других факторов.

Цветовыми компонентами модели являются не основные цвета, а те, которые получаются в результате вычитания основных цветов из белого:

ГОЛУБОЙ = БЕЛЫЙ - КРАСНЫЙ = ЗЕЛЕНЫЙ + СИНИЙ

ПУРПУРНЫЙ = БЕЛЫЙ – ЗЕЛЕНЫЙ = КРАСНЫЙ + СИНИЙ

ЖЕЛТЫЙ = БЕЛЫЙ – СИНИЙ = КРАСНЫЙ + ЗЕЛЕНЫЙ

Эти три цвета называются дополнительными, потому что они дополняют основные цвета до белого.

Существенную трудность в полиграфии представляет черный цвет.

Практическое смешение реальных пурпурного, голубого и жёлтого цветов дает скорее грязно-коричневый или грязно-серый цвет.

Так как чистота и насыщенность чёрного цвета является чрезвычайно важной в печатном процессе, то в цветовую модель CMYK был введен четвертый компонент — черный.

Он обозначен буквой К в названии от слова - blacK.

Каждое из чисел, определяющее цвет в CMYK, представляет собой процент краски данного цвета, составляющей цветовую комбинацию, а точнее, размер точки растра, выводимой на фотонаборном аппарате на пленке данного цвета.

Например, для получения тёмно-оранжевого цвета следует смешать:

30 % голубой краски,

sgpek.ru

Цветовые модели RGB, CMY, CMYK

История происхождения цветовой модели RGB. Технология HiFi Color и использование планшетных цветов. Возникновение, механизмы формирования цветов, возможности расширения цветового охвата цветовой модели CMYK. Стандартные цветовые пространства RGB.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

  • История происхождения цветовой модели RGB, ее достоинства и ограничения. Стандартные цветовые пространства RGB. Возникновение цветовой модели CMY. Возможности расширения цветового охвата CMYK. Технология HiFi Color. Использование плашечных цветов. курсовая работа , добавлен 07.11.2016

  • Компьютерная графика. Пиксели, разрешение, размер изображения. Типы изображений. Черно-белые штриховые и полутоновые изображения. Индексированные цвета. Полноцветные изображения. Форматы файлов. Цвет и его модели. Цветовые модели: RGB, CMYK, HSB. реферат , добавлен 20.02.2009

  • Основные законы смешения цветов. Волновые свойства света. Основные характеристики цвета (атрибуты). Аддитивная цветовая модель RGB. Цветовые модели CMY и HSV. Кодировка цветов в моделях. Формат BMP для хранения растровых изображений, структура файла. презентация , добавлен 28.08.2013

  • Основные понятия и задачи, решаемые компьютерной графикой. Характеристика и разновидности компьютерной графики. Цветовые модели RGB, CMYK, HSB. Графические форматы растровых и векторных изображений. Особенности шелкографии, трёхмерная графика и анимация. курсовая работа , добавлен 20.02.2012

  • Представление графических данных. Растровая, векторная и фрактальная виды компьютерной графики. Цвет и цветовые модели: метод кодирования цветовой информации для ее воспроизведения на экране монитора. Основные программы для обработки растровой графики. реферат , добавлен 01.08.2010

  • Изучение современных компьютерных программ манипуляции с цветом. Исследование систем соответствия цветов и цветовых режимов. Описания особенностей аддитивных, субтрактивных и перцепционных цветовых моделей. Работа с цветом в трехмерном пространстве. презентация , добавлен 12.02.2016

  • История создания GIMP и особенности программы. Сравнение векторной и растровой графики. Определение основных понятий: цветовые модели, разрешение изображения и его размер. Возможности использования GIMP для открытия файлов и загрузки изображений. курсовая работа , добавлен 10.11.2011

  • Применение многоязычного текста. Структура HTML документа. Элементы стиля шрифтов. Разделы, заголовки и горизонтальные линии. Термин и его определение. Изменение основного шрифта. Комментарии, оформление цитат, разрывы строк и цветовые спецификации. презентация , добавлен 22.06.2016

  • Исследование природы цвета как качественной субъективной характеристики излучения оптического диапазона. Световое и зрительное восприятие цвета человеком. Назначение, описание моделей и структура цветовых профилей и пространств в компьютерной графике. курсовая работа , добавлен 03.10.2011

  • Сферы применения машинной графики. Виды компьютерной графики. Цветовое разрешение и цветовые модели. Программное обеспечение для создания, просмотра и обработки графической информации. Графические возможности текстовых процессоров, графические редакторы. контрольная работа , добавлен 07.06.2010

бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»

(ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»)

«Цветовые модели RGB, CMY, CMYK»

по дисциплине

Курсовая работа выполнена на тему: «Цветовые модели RGB, CMY, CMYK».

Курсовая работа содержит следующие разделы:

- Введение

- Выводы и рекомендации

- Библиографический список

В первой главе рассмотрена цветовая модель RGB, механизмы формирования цветов, достоинства и ограничения, стандартные цветовые пространства.

Во второй главе представлена цветовая модель CMY, механизмы формирования цветов, достоинства и недостатки.

В третьей главе рассмотрена модель CMYK, возникновение, механизмы формирования цветов, возможности расширения цветового охвата, технология HiFi Color и использование планшетных цветов.

Введение

Понятия света и цвета в компьютерной графике являются основополагающими. Свет можно рассматривать двояко - либо как поток частиц различной энергии (тогда его цвет определяет энергия частиц), либо как поток электромагнитных волн (в этом случае цвет определяется длиной волны). Далее мы будем рассматривать свет как поток электромагнитных волн.

Цвет - это ощущение, которое возникает в сознании человека при воздействии на его зрительный аппарат электромагнитного излучения с длиной волны в диапазоне от 380 до 760 нанометров. Человек воспринимает свет с помощью цветовых рецепторов (колбочек), находящихся на сетчатке глаза. Колбочки чувствительны к красному, зеленому и синему цветам. Сумма красного, зеленого и синего цветов воспринимается человеком как белый цвет, их отсутствие -- как черный, а различные их сочетания -- как многочисленные оттенки цветов.

Из школьного курса физики известно, что солнечный свет можно разложить на отдельные цветные составляющие. В то же время, собрав вместе в нужных пропорциях разноцветные лучи, мы получим луч белого цвета. Изменив немного пропорции - у нас готов источник света заданного цвета. Зная это, мы можем представлять изображения в удобном для наших глаз виде.

Обойтись без способа точного описания цвета в стандартизированных цифровых выражениях было бы просто невозможно. Цветовые модели являются средствами количественного описания цвета и различия между оттенками цвета. Каждый пиксель растрового изображения содержит информацию о цвете. Любой векторный объект также содержит информацию о цвете его контура и закрашенной области. Информация может занимать от одного до тридцати двух бит, в зависимости от глубины цвета. Если мы работаем с черно-белыми изображениями, то цвет кодируется нулем или единицей. Никаких проблем в этом случае не возникает. Для несложных рисунков, содержащих 256 цветов или столько же градаций серого цвета, нетрудно пронумеровать все используемые цвета. Но, для изображений в истинном цвете, содержащих миллионы разных оттенков, простая нумерация не подходит.

Цвета и цветовые различия могут быть выражены с помощью различных математических моделей. Для них разработаны несколько моделей представления цвета, помогающих однозначно определить любой оттенок. Цветовая модель определяет способ создания цветов, используемых в изображении. Цветовая модель (режим) представляет собой правило обозначения цветов пикселей документа. Так как компьютер использует для обозначений цветов числа, необходимо ввести некоторое правило преобразования этих чисел в отображаемые устройствами вывода цвета и наоборот. Таких правил может быть несколько, поэтому каждое из них получает свое название. Всего разработано три основных цветовых модели и множество их модификаций. В курсовом проекте будут рассмотрены цветовые модели RGB, CMY, CMYK, достоинства и ограничения этих моделей, а так же механизмы формирования цветов.

1. Цветовая модель RGB

1.1 История происхождения цветовой модели RGB

В середине XIX века английский физик Джеймс Кларк Максвелл выступил с предложением использовать способ получения цветного изображения, который известен как - аддитивное слияние цветов.

Аддитивная (суммирующая) система цветопередачи означает, что цвета в этой модели добавляются к черному (Black) цвету.

Аддитивное смещение цветов можно трактовать как, - процесс объединения световых потоков различных цветов до того, как они достигнут глаза.

Аддитивными моделями цвета (от англ. add - складывать) называются цветовые модели, в которых световой поток со спектральным распределением, визуально воспринимающимся как нужный цвет, создается на основе операции пропорционального смешивания света, излучаемого тремя источниками. Схемы смешивания могут быть различными, одна из них представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Схема смешивания световых потоков в аддитивной модели цвета

Аддитивная модель цвета предполагает, что каждый из источников света имеет свое постоянное спектральное распределение, а его интенсивность регулируется.

Существуют две разновидности аддитивной модели цвета: аппаратно зависимая и перцептивная. В аппаратно-зависимой модели цветовое пространство зависит от характеристик устройства вывода изображения (монитора, проектора). Из-за этого одно и то же изображение, представленное на основе такой модели, при воспроизведении на различных устройствах будет восприниматься визуально немного по-разному. Перцептивная модель построена с учетом особенностей зрения наблюдателя, а не технических характеристик устройства.

RGB применяется в мониторах компьютеров, в телевизорах, сканерах, цифровых фотоаппаратах и других излучающих свет технических устройствах.

С экрана монитора человек воспринимает цвет как сумму излучения трех базовых цветов: красного, зеленого и синего. Такая система цветопередачи называется RGB, по первым буквам английских названий цветов (Red - красный, Green - зеленый, Blue - синий).

1.2 Механизм формирования цветов модели RGB

При восприятии цвета человеком именно они непосредственно воспринимаются глазом. Остальные цвета представляют собой смешение трех базовых цветов в разных соотношениях. На рисунке 2 представлена цветовая модель RGB.

Рисунок 2 - Цветовая модель RGB

R+G=Y (Yellow - желтый);

G+B=C (Cyan - голубой);

B+R=M (Magenta - пурпурный).

Сумма всех трех основных цветов в равных долях дает белый (White) цвет

R+G+B=W (White - белый)

Например, на экране монитора с электронно-лучевой трубкой (а также аналогичного телевизора) изображение строится при помощи засветки люминофора пучком электронов. При таком воздействии люминофор начинает излучать свет. В зависимости от состава люминофора, этот свет имеет ту или иную окраску. Для формирования полноцветного изображения используется люминофор со свечением трех цветов - красным, зеленым и синим. Сами по себе зерна люминофора разных цветов позволяют получить только чистые цвета (чистый красный, чистый зеленый и чистый синий).

Промежуточные оттенки получаются за счет того, что разноцветные зерна расположены близко друг к другу. При этом их изображения в глазу сливаются, а цвета образуют некоторый смешанный оттенок. Регулируя яркость зерен, можно регулировать получающийся смешанный тон. Например, при максимальной яркости всех трех типов зерен будут получен белый цвет, при отсутствии засветки - черный, а при промежуточных значениях - различные оттенки серого. Если же зерна одного цвета засветить не так, как остальные, то смешанный цвет не будет оттенком серого, а приобретет окраску. Такой способ формирования цвета напоминает освещение белого экрана в полной темноте разноцветными прожекторами.

Если кодировать цвет одной точки изображения тремя битами, каждый из которых будет являться признаком присутствия (1) или отсутствия (0) соответствующей компоненты системы RGB, 1 бит на каждый компонент RGB то мы получим все восемь различных цветов (таблица 1).

Таблица 1 - Присутствие цветов

На практике же, для сохранения информации о цвете каждой точки цветного изображения в модели RGB обычно отводится 3 байта (т.е. 24 бита) по 1 байту (т.е. по 8 бит) под значение цвета каждой составляющей. Таким образом, каждая RGB-составляющая может принимать значение в диапазоне от 0 до 255 (всего 2 в 8 степени = 256 значений). Поэтому можно смешивать цвета в различных пропорциях, изменяя яркость каждой составляющей.

Таким образом, можно получить 256 х 256 х 256 = 16 777 216 цветов.

Изменяющиеся в диапазоне от 0 до 255 координаты RGB образуют цветовой куб (Рисунок 3).

Рисунок 3 - Цветовой куб

Любой цвет расположен внутри этого куба и описывается своим набором координат, показывающем в каких долях смешаны в нем красная, зеленая и синяя составляющие.

Возможность отобразить не менее 16,7 миллиона оттенков это полно цветные типы изображения которые иногда называют True Color (истинные или правдивые цвета). потому что человеческий глаз все равно не в силах различить большего разнообразия.

Каждому цвету можно сопоставить код, используя десятичное и шестнадцатеричное представление кода. Десятичное представление - это тройка десятичных чисел, разделенных запятыми. Первое число соответствует яркости красной составляющей, второе - зеленой, третье - синей.

Шестнадцатеричное представление - это три двузначных шестнадцатеричных числа, каждое из которых соответствует яркости базового цвета. Первое число (первая пара цифр) соответствует яркости красного цвета, второе число (вторая пара чисел) - зеленого, третье (третья пара чисел) - синего.

Максимальная яркость всех трех базовых составляющих соответствует белому цвету, минимальная - черному цвету. Поэтому белый цвет имеет в десятеричном представлении код (255,255,255), а в шестнадцатеричном - FFFFFF. Черный цвет кодирует соответственно (0,0,0) или 000000.

Все оттенки серого цвета образуются смешиванием трех составляющих одинаковой яркости. Например, при значениях (200,200,200) или C8C8C8 получается светло-серый цвет, а при значениях (100,100,100) или 646464 - темно-серый. Чем более темный оттенок серого нужно получить, тем меньшее число нужно вводить в каждое текстовое поле.

Черный цвет образуется, когда интенсивность всех трех составляющих равна нулю, а белый - когда их интенсивность максимальна.

1.3 Достоинства и ограничения цветовой модели RGB

К достоинствам этой модели можно отнести:

Множество компьютерного оборудования работает с использованием модели RGB, кроме того, эта модель очень проста, ее "генетическое" родство с аппаратурой (сканером и монитором), широкий цветовой охват (возможность отображать многообразие цветов, близкое к возможностям человеческого зрения) этим объясняется ее широкое распространение.

Главные достоинства модели цвета RGB состоят в ее простоте, наглядности и в том, что любой точке ее цветового пространства соответствует визуально воспринимаемый цвет. Благодаря простоте этой модели она легко реализуется аппаратно. В частности, в мониторах управляемыми источниками света с различным спектральным распределением служат микроскопические частицы люминофора трех видов. Они хорошо заметны через увеличительное стекло, но при рассматривании монитора невооруженным глазом из-за явления визуального смыкания видно непрерывное изображение. Интенсивность светового излучения в мониторах на основе электроннолучевых трубок регулируется с помощью трех электронных пушек, возбуждающих свечение люминофоров.

Доступность многих процедур обработки изображения (фильтров) в программах растровой графики, небольшой (по сравнению с моделью CMYK) объем, занимаемый изображением в оперативной памяти компьютера и на диске.

К недостаткам этой модели можно отнести:

У модели цвета RGB есть три принципиальных недостатка:

Первый - недостаточность цветового охвата. Независимо от размера цветового пространства модели цвета RGB, в ней невозможно воспроизвести много воспринимаемых глазом цветов (например, спектрально чистые голубой и оранжевый). У таких цветов в формуле цвета RGB имеются отрицательные значения интенсивностей базового цвета, а реализовать не сложение, а вычитание базовых цветов при технической реализации аддитивной модели очень сложно. Этот недостаток устранен в перцептивной аддитивной модели.

Второй недостаток модели цвета RGB состоит в невозможности единообразного воспроизведения цвета на различных устройствах (аппаратная зависимость) из-за того, что базовые цвета этой модели зависят от технических параметров устройств вывода изображений. Поэтому, строго говоря, единого цветового пространства RGB не существует, области воспроизводимых цветов различны для каждого устройства вывода. Более того, даже сравнивать эти пространства численно можно только с помощью других моделей цвета.

Третий недостаток коррелированность цветовых каналов (при увеличении яркости одного канала другие уменьшают ее).

1.4 Стандартные цветовые пространства RGB

Чтобы цветовое пространство RGB можно было использовать на различных устройствах, получая при этом одинаковые визуальные результаты, достаточно однозначно зафиксировать его базовые цвета в цветовых координатах перцептивной модели цвета. Многие программы компьютерной графики позволяют сегодня работать со стандартными цветовыми пространствами RGB, из которых наиболее часто применяются:

- sRGB - так называемое стандартное пространство RGB. Характеристики базовых цветов этого цветового пространства выбраны так, чтобы его можно было без искажений цвета воспроизводить на любых мониторах, даже невысокого класса. Широко применяется в графике для Web, любительской цифровой фотографии, печати на недорогих цветных принтерах. В профессиональной фотографии и полиграфии практически не применяется из-за сравнительно узкого цветового охвата - за границами этого цветового пространства лежит более половины видимых глазом цветов.

- Adobe RGB (1998) - расширенное цветовое пространство RGB. Первоначально это цветовое пространство разрабатывалось в рамках стандарта телевидения высокой четкости, затем получило распространение в профессиональной фотографии и сканировании изображений на сканерах высокого качества. Цветовой охват этого пространства почти на треть шире, чем у sRGB, и за счет этого на устройствах низшего класса (недорогих сканерах, мониторах, фотокамерах) многие цвета этого пространства воспроизводятся неточно.

- Wide Gamut RGB - цветовое пространство с теоретически максимальным цветовым охватом для модели RGB. В качестве базовых цветов выбраны чистые спектральные цвета. При стандартной глубине цвета слишком много цветов из цветового охвата этого пространства становятся недоступными, поэтому для работы необходима глубина цвета 48 бит и выше.

2. Цветовая модель CMY

2.1 Возникновение цветовой модели CMY

Модель CMY (Cyan Magenta Yellow). Для начала расшифруем название этой модели. C = Cyan (бирюзовый ), M = Magenta (пурпурный ), Y = Yellow (желтый) В этой модели основные цвета образуются путем вычитания из белого цветов основных аддитивных цветов модели RGB (Рисунок 4).

Рисунок 4 - Получение модели CMY из RGB

Так же можно описать соотношения между RGB и CMY моделями следующим образом (Рисунок 5).

Рисунок 5 - Соотношения между RGB и CMY

Модель CMY описывает отраженные цвета (краски). Они образуются в результате вычитания части спектра падающего света и называются субтрактивными (вычитаемыми) (точнее сказать, мультипликативными). При смешении двух цветов результат темнее обоих исходных, поскольку каждый из цветов поглощает часть спектра. Иначе говоря, чем больше краски мы положили, тем больше вычли из белого, т.е. тем ниже будет результирующая яркость.

Каналы CMY - это результат вычитания основных цветов модели RGB из белого цвета (то есть цвета маскимальной яркости). Запишем «формулы» получения этих цветов:

Бирюзовый = Белый - Красный

Пурпурный = Белый - Зеленый

Желтый = Белый - Синий

Можно сказать, что модель CMY обратна модели RGB. Посмотрите на рисунок 6 - базовые цвета модели CMY находятся напротив базовых цветов модели RGB.

Рисунок 6 - Цветовая модель CMY

Согласно модели RGB, белый цвет представляет собой сумму трех компонент максимальной яркости, т.е. можно записать:

Белый = Красный + Зеленый + Синий.

После нехитрых математических преобразований получаем следующее представление цветов модели CMY:

Бирюзовый = Зеленый + Синий

Пурпурный = Красный + Синий

Желтый = Красный + Зеленый

Если сравнить эти формулы с рисунком - все правильно. Желтый цвет лежит между красной и зеленой областями и т.д.

Данная модель широко применяется в типографной печати, но тем не менее ее постепенно вытесняет цветовая модель CMYK.

2.2 Недостатки цветовой модели CMY

По целому ряду причин (большой расход дорогостоящих цветных чернил, высокая влажность бумаги, получаемая при печати на струйных принтерах, нежелательные визуальные эффекты, возникающие за счет того, что при выводе точки трех базовых цветов ложатся с небольшими отклонениями) использование трех красителей для получения черного цвета оказывается неудобным. Поэтому его просто добавляют к трем базовым цветам. Так из модели CMY получается модель CMYK.

планшетный цвет модель

3.Цветовая модель CMYK

3.1 Возникновение цветовой модели CMYK

Развитием модели CMY является модель CMYK (CMYK - Cyan, Magenta, Yellow, Blасk) (Голубой, Пурпурный, Желтый, Черный). Для перехода от модели CMY к модели CMYK можно использовать следующие соотношения:

Большинство цветов, которые мы видим в окружающем нас мире, являются следствием отражения и поглощения света. Например, солнечный свет, падая на зеленую траву, частично поглощается, и отражается только его зеленая составляющая. При печати на принтере, на бумагу наносится цветная краска, которая отражает только свет определенного цвета. Все остальные цвета поглощаются, или вычитаются из солнечного света. На эффекте вычитания цветов построена цветовая модель CMYK. Она описывает реальный процесс цветной печати на офсетной машине и цветном принтере. Модель CMYK является «эмпирической», в отличие от теоретических моделей CMY и RGB. Модель является аппаратно-зависимой.

3.2 Механизм формирования цветов модели CMYC

Пурпурная, голубая и желтая краски (полиграфическая триада) последовательно наносятся на бумагу в различных пропорциях, и таким способом может быть репродуцирована значительная часть видимого спектра. В области черного и темных цветов наносятся не цветные, а черная краска. Это четвертый базовый компонент, он введен для описания реального процесса печати. Черный компонент сокращается до буквы K (blacK или, по другой версии, Key - скелетный). Третий вариант говорит о немецком происхождении К - Kontur. Эта версия подтверждается ещё и тем, что многие старые монтажники так и называют соответствующую плёнку -- контур, контурная. Тем более, что в технологии печати чёрный и вправду как бы оконтуривает изображение. Четвёртый вариант это сокращение от слова Kobalt (темно-серый). На рисунке 7 показана цветовая модель CMYK.

Рисунок 7 - Цветовая модель CMYK

CMYK - четырехканальная цветовая модель. Зачем в модель вводится черная краска? Реальные краски содержат примеси, и при смешении дадут не черный, а темно-коричневый цвет. К тому же при печати очень темных и черного цвета было бы необходимо большое количество каждой краски, что ведет к переувлажнению бумаги и неоправданному расходу красок.

При печати с применением модели CMYK изображение в целом предстает в виде некого множества точек отдельных цветов C, M, Y, K.

Ощущение накладывания цветов может возникать, при осмотре изображения на расстоянии точки, что расположены недалеко друг от друга, практически, полностью сливаются. Для этого используется технология растрирования.

Существует несколько видов растрирования:

- амплитудное (при котором общее количество точек остается неизменным, однако изменяется их размер);

- частотное (при котором общее количество точек изменяется, а их размер остается одинаковым);

- стохастическое растрирование (при постоянном изменении общего количества точек).

Каждое из чисел, определяющее цвет в CMYK, представляет собой процент краски данного цвета, составляющей цветовую комбинацию, а точнее, размер точки растра, выводимой на фотонаборном аппарате на плёнке данного цвета (или прямо на печатной форме). Например, для получения цвета «хаки» следует смешать 30 % голубой краски, 45 % пурпурной краски, 80 % жёлтой краски и 5 % чёрной. Это можно обозначить следующим образом: (30,45,80,5). Иногда пользуются таким обозначением: C30M45Y80K5.

Важно отметить, что числовое значение краски в CMYK не может само по себе описать цвет. Цифры - лишь набор аппаратных данных, используемых в печатном процессе для формирования изображения. На практике реальный цвет будет обусловлен не только размером точки растра на фотовыводе, соответствующем числам в подготовленном к печати файле, но и реалиями конкретного печатного процесса:

- растискиванием, на которое могут влиять такие факторы, как состояние печатной машины, качество бумаги, влажность в цеху;

- условиями просмотра отпечатка (спектральными характеристиками источника освещения) и другими.

Модель CMYK предназначена специально для описания печатных изображений. Поэтому ее цветовой охват значительно ниже, чем у RGB (ведь она описывает не излучаемые, а отраженные цвета, интенсивность которых всегда меньше). Кроме того, как прикладная модель, CMYK жестко привязана к параметрам печати (краски, тип печатной машины и т. д.), которые очень разнятся для каждого случая.

При переводе в CMYK нужно задать массу технологических характеристик - указать, какими конкретно красками и на какой бумаге будет отпечатано изображение, некоторые особенности печатного оборудования и т.д. Для разных заданных значений вид изображения на печати и на экране будет разным. Еще одной особенностью модели является теоретически не обоснованное введение дополнительного черного канала. Он предназначен для исправления недостатков современного печатного оборудования. В темных областях особенно хорошо видны погрешности совмещения, возможно переувлажнение бумаги, кроме того, смесь CMY-красок не дает глубокого черного тона. Все эти "узкие места" можно устранить применением дополнительной черной краски. При переводе в CMYK программа заменяет в темных областях триадные краски на черную. Эта замена производится по разным алгоритмам, в зависимости от состава изображения (черный цвет подчеркивает контуры предметов, визуально усиливая резкость), особенностей печати и других причин.

Таким образом, в зависимости от установок перевода вид изображения меняется. Неудачный перевод в CMYK (цветоделение) может привести к серьезным потерям качества.

Цветоделение обычно предполагает печать тиража (иначе зачем CMYK), а это, в свою очередь, связано с большими финансовыми вложениями. Система CMYK широко применяется в полиграфии. Типографское оборудование работает исключительно с этой моделью, да и современные принтеры тоже используют красители четырех цветов. При печати на бумагу наносятся несколько слоев прозрачной краски, и в результате мы получаем цветное изображение, содержащее миллионы различных оттенков.

3.3 Возможности расширения цветового охвата CMYK

И профессионалы в области полиграфии, занимающиеся подготовкой и изданием красочных буклетов по живописи, и специалисты в области рекламы, чьи доходы напрямую связаны с воздействием цветных публикаций на покупателя, уже давно имеют претензии к стандартной CMYK-модели из-за относительно узкого диапазона воспроизводимых ею цветов. С помощью четырехцветной печати можно воспроизвести достаточно реалистичные красные цвета, но невозможно добиться ярких розовых, синих, фиолетовых и многих других цветов. Но даже те цвета, которые хорошо воспроизводятся с помощью этой модели, часто оказываются недостаточно насыщенными. По этой причине на базе CMYK-модели разработан ряд новых технологий.

3.3.1 Технология HiFi Color

К настоящему времени создано несколько вариантов HiFi Color. Их общей чертой является расширение используемых при цветовой печати гаммы цветов за счет добавления новых цветов к четырем базовым цветам CMYK.

Одна из таких цветовых систем разработана фирмой Pantone. Ее компьютерный вариант PANTONE® HEXACHROME (тм) Colors впервые введен в интегрированный пакет CorelDRAW 7. Палитра базируется на цветовой модели CMYK, дополнительно к четырем цветам которой добавлены два новых цвета: зеленый (G) и оранжевый (О). Это позволяет существенно расширить диапазон воспроизводимых цветов при офсетной печати и заметно поднять качество цветопередачи.

В настоящее время наряду с шестицветной цветовой системой фирмы Pantone реализованы и другие системы. Так, в системе HiFi Color 3000 фирмы LinoTipe-Hell для получения ярких красных, зеленых и синих цветов используется семь цветов (три аддитивных RGB-модели и четыре субтрактивных цвета CMYK-модели).

3.3.2 Использование плашечных цветов

Плашечными (простыми, смесовыми) цветами называются цвета, которые воспроизводятся на бумаге готовыми смесовыми красками, созданными с помощью специальной технологии, базирующейся на использовании для каждого цвета соответствующего ему уникального красителя (чернил). Поскольку они в отличие от триадных (CMYK) цветов не прозрачны, то отражают свет поверхностным слоем. Это позволяет добиться воспроизведения очень ярких тонов и специальных эффектов типа металлизации и иризации (перелива оттенков при разных углах зрения).

Плашечные краски используют вместо триадных (CMYK) красок или в добавление к ним.

3.4Достоинства и ограничения цветовой модели CMYK

Достоинством этой модели является:

независимость каналов (изменение процента любого из цветов не влияет на остальные),

это родная модель для триадной печати, только ее понимают растровые процессоры - RIPы выводных устройств (неделенные RGB изображения на пленках могут выйти серыми и только на черной фотоформе).

Недостатками этой цветовой модели являются:

- узкий цветовой охват, обусловлен несовершенством пигментов и отражающими свойствами бумаги,

- не совсем точное отображение цветов CMYK на мониторе,

- многие фильтры растровых программ в этой модели не работают,

- на 30 % требуется больший объем памяти по сравнению с моделью RGB.

Выводы и рекомендации

Описанные цветовые модели являются аппаратно-зависимыми. При выводе одного и того же изображения на различных устройствах (например, на двух разных мониторах) вы, скорее всего, получите разный результат. То есть цвет зависит как от значений базовых составляющих, так и от параметров устройств: качества и марки данной печатной краски, свойств использованной бумаги, свойств люминофора и других параметров конкретного монитора, принтера или печатного пресса.

Кроме того, существование разных моделей описания для излучаемых и отраженных цветов весьма неудобно при компьютерной подготовке цветных изображений. В полиграфический процесс входят системы, работающие как в модели RGB (сканер, монитор), так и в модели CMYK (фотонабор и печатная машина). В процессе работы приходится преобразовывать цвет из одной модели в другую. Поскольку эти модели имеют разный цветовой охват, преобразование часто сопряжено с потерей части оттенков. Поэтому одной из основных задач при работе с цветными изображениями становится достижение предсказуемого цвета.

Наиболее простые способы основаны на выявлении и коррекции несоответствующих цветов непосредственно в процессе редактирования. Более кардинальные предназначены для расширения цветового пространства CMYK-модели. И наконец самый «продвинутый» -- использование систем управления цветом. Для этого создана система цветокоррекции (Color Management System, СMS).

Это программная система, цель которой, во-первых, достичь одинаковых цветов для всех этапов полиграфического процесса, от сканера до печатного станка, а во-вторых - обеспечить стабильное воспроизведение цвета на всех выводных устройствах (например, на любом мониторе). Пространство этой модели аналогично пространству модели RGB, в которой перемещено начало координат. Смешение максимальных значений всех трех компонентов дает черный цвет. При полном отсутствии краски (нулевые значения составляющих) получится белый цвет (белая бумага). Смешение равных значений трех компонентов даст оттенки серого.

Так как модели CMYK и RGB - это модели, спроектированные под определенные устройства (печатные машины и компьютерные мониторы соответственно), не существует какой-то простой универсальной формулы для конвертации цветов из одной модели в другую. Трансформация обычно производится через системы управления цветом, в которых описываются профили цветов. Но такие трансормации не могут быть точными, так как все профили имеют очень разные гаммы.

Итак, цвет в компьютерных технологиях, в типографии, во многих других отраслях производства, связанных с обработкой изображения, представляется в виде комбинации небольшого количества трёх составных. Такое представление называется цветовой моделью. Различные виды моделей имеют различные цветовые охваты. В этом и заключается их основные преимущества или недостатки. Отражённый и поглащаемый цвет описывается по-разному. Системы RGB, CMY и CMYK удобны при работе с конкретным оборудованием, но не очень удобны для человеческого восприятия. Представив себе желаемый цвет, Вы не сможете сказать, сколько в нем составляющих цветов той или иной модели.

Библиографический список

1 Домасев М.В., Гнатюк С.П. Реже, аббревиатуру произносят "смюк". Цвет, управление цветом, цветовые расчеты и измерения. СПб., Питер, 2009.

2 Петров М., Молочков В. Компьютерная графика .Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2002. - 736 с.: ил.

3 Adobe Photoshop CS3 Завгородний В. - СПб.: Питер, 2008 - 368 с.

4 Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие + Практикум. Залогова Л.А. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

5 Компьютерная графика. Photoshop CS3, CorelDRAW X3, Illustrator CS3. Трюки и эффекты Гурский Ю., Гурская И., Жвалевский А. - СПб.: Питер, 2008 - 992 с.

6 Шишкин В.В., Шишкина О.Ю., Степчева З.В. Графический растровый редактор Gimp: учеб. пособие. - УлГТУ, 2010 - 120 с.

7 Постнов К.В. Компьютерная графика: учеб. курс: М.: МГСУ. 2009 - 249 с

Размещено на Allbest.ru

knowledge.allbest.ru

Статьи по теме