Профилактика на тему профилактика алкоголизма

Профилактика разных видов алкоголизма

Алкоголизм - это болезнь, очень серьезная, связанная с тягой к алкоголю, которая проявляется в виде физической и психологической зависимости. С проблемами алкоголизма сталкиваются не только в России, но и в других странах мира, однако лишь в России алкоголизм является настолько масштабной проблемой, что сравним с национальным бедствием.
Тяга к алкоголю

Еще в Библии говорится, что люди пили вино, пили его везде, вместо воды или, например, чайного отвара, но неизвестно, какое это было вино, являлось ли оно хмельным напитком или считалось наподобие сока, да и атмосфера в те далекие времена была иная. Давление атмосферы иначе сказывалось на людях, живших в древности, спиртосодержащие напитки могли и не оказывать пагубного влияния на организм древних жителей, как, например, кефир или квас на живущих ныне.

Есть ли способы для излечения алкоголизма каждого человека в отдельности и нации в целом? Есть. Необходимо проводить профилактику данного заболевания. Так же, как и врачи, которые ставят людям прививки от гриппа, или само население в период эпидемии гриппа или простудных заболеваний начинает есть чеснок и пить чай с лимоном, чтобы усилить иммунитет и не подхватить простуду. Нужно проводить беседы с людьми и на тему алкогольной зависимости.

Профилактика алкоголизма нужна людям в любом возрасте, потому что зависимыми люди становятся по различным жизненным причинам: кого-то толкает банальный интерес - это чаще в подростковом возрасте, кого-то семейные проблемы - у людей молодого и среднего возраста, а некоторые борются с возрастной депрессией, видя в стакане хмельного пойла выход из всех жизненных неурядиц.

Виды профилактики

Профилактика алкоголизма является очень важной и необходимой, ведь легче предупредить и предотвратить, чем бороться с последствиями, да и лечение протекает тяжело и не всегда бывает успешным. Многие алкоголики после курса терапии чувствуют облегчение, но после некоторого времени вновь возвращаются к этой губительной привычке - пить алкоголь.

Отказ от алкоголя Профилактика алкогольной зависимости бывает:

  1. Первичная.
  2. Вторичная.
  3. Третичная.

Первичную профилактику от алкоголизма проводят в виде беседы, она предупреждает возникновение алкогольной зависимости. Это беседы, просмотр различных видеороликов и прослушивание курса интервью с людьми, употребляющими пагубные напитки. Люди, ведущие борьбу с данным заболеванием, выходят в места массового скопления людей и пропагандируют здоровый образ жизни. Беседы нужно проводить со школьниками и студентами, на биржах занятости и с молодежью.

Обычно подобные беседы сводятся к рассказам о заболеваниях, которые вызывает прием алкоголя. Нарушается деятельность желудочно-кишечного тракта, начинают болеть печень и почки, развивается алкогольный гепатит, поджелудочная железа не справляется с функциями, которые на нее возложены, появляется панкреатит, который затем переходит в сахарный диабет.

Влияние западных идеологий очень сильно действует на российских граждан. Раньше не было такого понятия, как бокал вина на завтрак для улучшения пищеварения. Сейчас все больше деловых обедов и встреч проходит с употреблением спиртного, а разве можно совершать важные сделки на пьяную голову?

Все больше семей разрушается из-за того, что один или оба супруга злоупотребляют спиртными напитками. Даже пиво, которое большинство мужчин считает безобидным напитком, наносит непоправимые последствия. Мало того, что оно нарушает деятельность нервной системы, так еще и увеличивает количество женских гормонов в мужском организме. Представители сильного пола становятся похожими на женщин: у них появляются округлости на животе и бедрах, плечи становятся более покатыми, да и психика расшатывается - мужчины начинают закатывать истерики, и их все чаще «пробивает» на слезу. Вот для этого и нужна первичная профилактика алкогольной зависимости, чтобы избежать всех необратимых последствий, которые таит в себе употребление алкоголя.

Беседа в виде профилактики алкоголизма Вторичная профилактика представляет собой беседы и встречи с людьми, которые лечатся на данный момент от привычки пить этиловый спирт. Профилактика пьянства и алкоголизма заключается со встречами с семьей больного, чтобы ее члены всячески поддерживали и помогали в излечении от привычки.

Да и самим членам семьи нужна психологическая помощь по борьбе с проблемой пьянства, ведь их родной человек меняется - сначала из примерного семьянина он превращается в пьяницу и алкоголика, который перестает ценить свою семью, а потом, наоборот, он старается превратиться опять в порядочного человека. Иногда поверить в возможность чуда гораздо сложнее, чем в то, что чудо уже произошло, и близкий человек перестал быть зависимым.

Третичная профилактика - это общество анонимных алкоголиков.

Чтобы снова не удариться в пьянство, нужно говорить о своих проблемах.

Но очень сложно найти человека, который бы выслушал и не осудил, помог справиться с возникшей проблемой и поделился собственным опытом. Для этих целей все чаще создаются общества анонимных алкоголиков, где люди беседуют друг с другом, делятся своими проблемами и переживаниями, рассказывают, как они боролись с болезнью. С ними работает психолог и помогает им понять себя. Такие общества необходимы каждому городу России, тогда станет меньше людей, страдающих алкоголизмом.

Профилактика алкоголизма среди школьников

Сейчас все чаще от подростков можно услышать, что они пили в выходные или отрывались на дискотеках со спиртным. Это является поводом, чтобы начать бить тревогу.

Программа профилактики алкоголизма среди школьников должна быть рассчитана на две возрастные группы:

  1. Младшие школьники.
  2. Среднее и старшее звено.

Профилактика алкоголизма среди школьников

Программа по профилактике должна быть в каждом учебном заведении, рассчитана на конкретный контингент детей и родителей, обновления и корректировки нужно вносить ежегодно.

Понятно, что дети в возрасте до 11 лет не станут употреблять алкоголь, но это могут делать их родители. Именно работа с родителями становится ключевым звеном данной программы. На плечи классного руководителя ложится задача распознать родителей, страдающих алкогольной зависимостью. Как правильно сделать это?

Проводить родительские собрания не реже 1 раза в месяц. Ясно, что школьным учителям хватает и своих проблем по работе и в личной жизни, им нужно писать программы, ежедневно готовится к занятиям, получать молоко на начальные классы, проверять домашнее задание. Учителей в школах не хватает - это является острой проблемой, многим из них приходится брать под свое руководство два класса и работать в две смены, а тут еще родители. Но если вовремя не распознать, что у ребенка в семье существуют проблемы с алкоголем, его родители пьют, а сам ребенок страдает, то в будущем он и сам станет потенциальным алкоголиком. Его успеваемость низкая, он предоставлен сам себе, а поведение оставляет желать лучшего.

Алкогольная зависимость у детей Такие дети пытаются привлечь к себе внимание взрослых, в данном случае учителей, именно плохим поведением, потому что иначе они не умеют. Или усвоили, что на плохой поступок быстрее обратят внимание, чем на хороший.

Проведение родительских собраний позволит оценить картину в целом. Если родители исправно посещают собрания, активно участвуют в жизни своих детей, то в семье все в порядке. Но если родители не выходят на контакт с классным руководителем, не являются на собрания, ссылаясь на работу, то стоит задуматься о причастности данной семьи к алкогольной зависимости.

Индивидуальная беседа с родителями. Если родители не явились на школьное собрание, то стоит попытаться встретиться с ними лично, назначить удобное для них время и побеседовать о школьных проблемах детей, их успеваемости и классных задачах.

Проведение школьных мероприятий и походов. Поход - веселое время для ребятишек, они с удовольствием отправятся на природу, посидят возле костра, пожарят сосиски, порезвятся и побегают. Для классного руководителя - это очень большая ответственность, он берет с собой детей и отвечает за их безопасность, но он может понаблюдать за их поведением. Дети из неблагополучных семей не стесняются в выражениях, рассказывают о том, что их родители пьют, а когда сами дети пьют чай или другие напитки, то они «чокаются», как это делают взрослые. Такое поведение младших школьников заставляет задуматься о том, что они из неблагополучной семьи, и надо помогать такому ребенку и его родителям.

Профилактика алкоголизма среди старших школьников и студентов

Профилактика алкоголизма среди студентов Довольно сложной задачей в школах и других учебных заведениях является необходимость проводить профилактику пьянства. В среднем по России дети начинают употреблять алкоголь с 14 лет. Подтолкнуть их к этому может не только ситуация в семье, но и окружающая среда, отношение между сверстниками, тяга к популярности. Многие подростки ошибочно полагают, что употребление спиртных напитков поможет сделать их более популярными и раскованными, завести множество друзей среди противоположного пола и наладить свою личную жизнь.

Если с детьми просто беседовать и показывать им видеоролики о вреде алкоголя и влиянии на молодой организм, то в данном случае польза от этого будет минимальная. Подростки редко задумываются о собственном здоровье и здоровье своих будущих детей.

Предупреждение пьянства среди подростков должно сводиться к следующему: оставить детям как можно меньше свободного времени. Вовлекать их во всевозможные школьные дела и мероприятия: оформление школьных уголков и стендов, работа в группах над проектами по какому-либо предмету, но так, чтобы она осуществлялась на территории школы или школьного двора, а не в домашних условиях, когда родители на работе, а дети имеют возможность приобрести алкоголь в магазине.

Здоровый образ жизни Школам и другим учебным заведениям необходимо проводить как можно больше спортивно-развлекательных мероприятий, явка на которые будет обязательной.

Спорт и активный образ жизни - это и есть меры профилактики алкоголизма и пропаганда здорового образа жизни.

Если каждому ребенку в обязательном порядке придется посещать спортивную секцию при учебном заведении, то времени на употребление спиртных напитков не останется.

Статистика алкоголизма

В 60% случаев подростки начинают употреблять алкоголь под влиянием пьющих родителей или других членов семьи, а в 40% случаев дети приобщаются к алкоголю из-за того, что им нечем заняться, они устают сидеть за компьютером и слушать музыку. Алкоголь помогает им начать общаться друг с другом, они так считают.

Современные подростки владеют компьютерными технологиями, активно щелкают по клавишам и переписываются друг с другом. Но они не умеют говорить, общаться, им нужно чувствовать себя уверенно, поэтому они прячутся за алкогольным опьянением. Что делать в подобной ситуации? На уроках в учебных заведениях учителям нужно попытаться строить занятия так, чтобы дети общались диалогом, обсуждали проблемы. Учитель или преподаватель не должен вести занятие в форме монолога и лекции. Где иначе детям научиться общаться с ровесниками, если не в учебных заведениях.

Подростковый алкоголизм Профилактика алкоголизма среди подростков осуществляется и на государственном уровне. Алкоголь запрещено продавать детям и подросткам, моложе 18 лет, после 21-00 в некоторых регионах и после 22-00 по всей России. Такой закон существует, но не всегда выполняется. За исполнением закона необходимо следить, потому что некоторые продавцы продают спиртные напитки детям, а некоторые взрослые люди покупают алкоголь по просьбе подростков. Профилактику подросткового алкоголизма необходимо проводить и с общественностью, чтобы избежать случаев продажи алкоголя несовершеннолетним людям и случаев покупки спиртного для несовершеннолетних лиц подросткового возраста.

Меры профилактики алкоголизма среди подростков должны приниматься комплексно. В этом должны участвовать семья, учебные заведения и государство.

Женский алкоголизм: профилактика

Если у мужчин проблемы с алкоголем решаемы, а саму зависимость хотя и сложно, но возможно вылечить, то женский алкоголизм неизлечим. Это уже давно доказанный факт. Представительницы прекрасного пола, которые выглядят далеко не так прекрасно, как до болезни, никогда полностью не смогут избавиться от зависимости, в любой трудной ситуации они снова и снова будут прикладываться к бутылке и пытаться утопить свои проблемы в вине или чем-то покрепче.

Женский алкоголизм Остается один выход по борьбе с женским пьянством - профилактика алкоголизма. Юные девушки предпочитают легкие сорта алкоголя: светлое пиво, игристое вино или мартини. Они не задумываются о том, что организм привыкает к сладковатым жидкостям, которые опьяняют и дают обманчивую свободу в общении, после распития подобных напитков в течение года 1-2 раза в неделю возникает зависимость, которая является неизлечимой. После 2-3 лет подобного распития алкоголя легкое спиртное уже не приносит пьянящей легкости, и девушки переходят на более крепкий алкоголь, не задумываясь о своем здоровье.

Масса воды в женском организме на 20% меньше, чем в мужском, психика мягче и ранимей. А организм не рассчитан на алкогольные напитки и токсины, поэтому и возникает тяжелая форма зависимости. Девушки чаще всего даже не задумываются о том, что никогда не смогут отказаться от алкоголя, поэтому с раннего школьного возраста с ними необходимо проводить разъяснительные беседы. Более того, пьяная девушка плохо контролирует себя, могут возникнуть незащищенные половые контакты с молодыми людьми, что приведет к нежелательной беременности. А «пьяное» зачатие является очень опасным как для малыша, так и для будущей мамы.

Более 60% девушек в возрасте 14-17 лет употребляют алкоголь только в компаниях, но у 40% возникает желание выпить и в одиночку. Если родители заметили повышенную тревожность дочери или раздражительность, грубость, падение успеваемости в учебе, то нужно провести с ней беседы, а затем обратиться к психологу. Профилактику женского алкоголизма проводить необходимо. Злоупотребление алкоголем среди девушек ведет к бесплодию и проблемам к вынашиванию потомства.

Лечение женского алкоголизма Стадий женского алкоголизма насчитывается три:

  1. Первая стадия - распитие алкоголя в группах. Данная стадия длится до 1-2 лет, когда девушки и молодые женщины видятся в компаниях, там они распивают алкоголь и общаются.
  2. Вторая стадия - алкоголь является решением проблемы. На данной стадии меняется психическое состояние женщины или девушки. Они уже не представляют, как можно говорить о проблемах без бутылки спиртного. Подружка и бутылка являются лучшими психологами. А потом девушка начинает пить в одиночку. На данной стадии если обратиться за помощью к специалистам, то можно еще избавиться от зависимости.
  3. Третья стадия - болезненная. На данной стадии развиваются болезни печени, почек, поджелудочной железы. В психике происходят необратимые изменения, алкоголизм уже невозможно вылечить.

Профилактика и лечение мужского пьянства

Профилактика пьянства среди мужчин намного актуальнее, чем лечение алкоголизма, лучше предупредить, чем лечить. Причем групповая терапия приносит лучшие результаты, чем индивидуальные беседы. Что сделать для профилактики? Работодателям и начальникам фирм, где работают в основном мужские коллективы, пропагандировать спорт и здоровый образ жизни, проводить матчи по футболу, волейболу и другим видам спорта между цехами и бригадами, тогда процент зависимых от алкоголя мужчин снизится. Не секрет, что среди мужчин есть те, которые злоупотребляют спиртными напитками, но мужской алкоголизм является излечимой болезнью.

Можно ли как-то лечить уже имеющуюся зависимость? Конечно, можно. Профилактика и лечение алкоголизма должно проводится комплексно - беседа и лекарственные средства. Во всю приготовленную пищу рекомендуется добавлять лавровый лист. Это не только профилактика простудных заболеваний, но и алкогольной зависимости. Лавровый лист отбивает у организма тягу к распитию спиртного. Лаврушка помогает справиться с зависимостью не только мужчинам, но и женщинам, которые злоупотребляют спиртным.

Если ежедневно с чаем кушать 2-3 чайные ложки меда, то тоже можно справиться с желанием ощутить алкогольное опьянение. Мед - отличный метод лечения. В его состав входит глюкоза и мальтоза, необходимые организму, чтобы справиться с зависимостью.

Кроме меда и лаврового листа, можно использовать соду, но сода принесет лишь временное облегчение. Чтобы лечить алкоголизм, нужно выпивать по половине стакана воды, в которой разведена сода в течение суток.

Для предупреждения пьянства и алкоголизма нужно пропагандировать здоровый образ жизни, оповещать население с помощью листовок и газет, говорить о вреде спиртного по телевидению, больше времени уделять детям, чтобы они не нашли времени для употребления алкоголя.

ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная в статье, носит исключительно ознакомительный характер и не является инструкцией к применению. Обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!

alko03.ru

27

1. Обоснование актуальности опыта, его практической значимости.

В последнее время проблема подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма стала очень актуальной. Большое количество современных подростков хотя бы раз в жизни сталкивалось с этой проблемой: кто-то сам пробовал курить травку или выпивать, кому-то предлагали знакомые, у кого-то принимают наркотики друзья или приятели. Даже те, кто сами лично не сталкивались с этой бедой, все равно что-то да слышали о ней. Для того, чтобы справиться с растущей волной наркомании необходимо проводить больше просветительской и профилактической работы среди подростков: не все из них правильно понимают степень опасности наркотической и алкогольной зависимости. Твердая личная позиция негативного отношения к ним – гарантия того, что в случае столкновения подростка с предложением ему наркотика, он откажется его принятия. Тренинг «Профилактика наркотической и алкогольной зависимости» направлен на предотвращение употребления подростками алкоголя и наркотиков, а также на пропаганду здорового образа жизни.

2. Цели тренинга:

  • сформировать у подростков негативное отношение к принятию наркотиков;

  • выработать навыки отказа от наркотиков, научить их отстаивать свои интересы.

3. Задачи тренинга:

  • осознать мотивы, толкающие людей на употребление наркотиков.

  • обеспечить достаточную информированность подростков о вреде наркотических веществ и алкоголя.

  • разрушить иллюзии и ложные представления относительно алкоголя и наркотиков.

  • развивать у подростков навыки общения друг с другом, умение жить в обществе.

4. Степень новизны опыта.

Новизна работы заключается в том, что она представляет собой практически первый опыт обобщения разных методов работы с подростками. В качестве одного из основных методов работы нами предлагается тренинг по профилактике алкогольной и наркотической зависимости у подростков.

5. Описание содержания опыта, его технология.

В основе программы лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности в понимании каждым участником проблемы наркотической зависимости. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей. В процессе тренинга развиваются техники самопознания и понимания проблемы: анализ, обратная связь, рефлексия.

Занятия организовываются из группы 10 – 15 человек, продолжительность каждого занятия 2 часа, частота занятий 1 – 2 раза в неделю. Продолжительность встреч может варьироваться в зависимости от степени заинтересованности и подготовленности участников.

Программа тренинга включает в себя следующие этапы:

1 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ – 2 ЧАСА.

Цели данного этапа включают в себя знакомство с участниками тренинга, первичную диагностику ожиданий от работы, ориентирование в программе и диагностику личностных характеристик участников. Последнее необходимо сделать для полного представления психолога о будущем участнике, а также для того, чтобы оценить возможности его работы в группе и проследить динамику изменений подростка в отношении к самому себе, обществу и проблеме наркотической зависимости. Для тестирования рекомендуется использовать следующие методики (на выбор): «Определение уровня субъективного контроля (УСК)», «Акцентуации характера» Шмишека, «16-ти факторный личностный опросник» Р. Кеттела, тест Л. Сонди.

Подбор в группу включает в себя следующие критерии:

  1. Участие в тренинге только по желанию самих подростков.

  2. Лица, работающие в группе, не должны страдать явными физическими недостатками.

  3. Нежелательно участие в группе тех, кто страдает сильными болями, обладает значительно сниженным интеллектом, имеет любые расстройства сознания (галлюцинации, бред), двигательные расстройства.

  4. Участники тренинга не должны быть зависимыми от приема наркотиков или алкоголя. Данный тренинг имеет в основном профилактическую и просветительскую значимость.

Кроме того, на этом этапе необходимо подготовить помещение, где тренинг будет проводиться. Комната должна быть не маленькой, но и не огромной. Участникам должно быть комфортно. Необходимо заранее подготовить стулья для участников (лучше расставить их по кругу). В комнате должно быть окно, помещение должно проветриваться. В помещении должно быть не жарко, однако необходимо исключить и низкую температуру воздуха. Важно, чтобы в момент проведения тренинга в помещении не было посторонних.

2 ЭТАП – ЗНАКОМСТВО В ГРУППЕ – 2 ЧАСА (встреча №1)

Целью данного этапа будет знакомство участников между собой, а также создание атмосферы принятия и доверия в группе.

3 ЭТАП - ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ - 3 ЧАСА (ВСТРЕЧА №2).

Цели данного этапа заключаются в умении осознавать свой опыт, связанный с алкоголем и наркотиками, а также в умении осознавать мотивы, толкающие людей на прием дурманящих средств.

4 ЭТАП - ОТРАБОТКА НАВЫКА ГОВОРИТЬ «НЕТ» - 4 ЧАСА (ВСТРЕЧА №3 - 4).

Данный этап направлен на осознание участниками различий между людьми, на тренировку навыков отстаивания своих интересов, на умение говорить «нет».

5 ЭТАП - ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АЛКОГОЛИЗМА - 2 ЧАСА (ВСТРЕЧА №5).

Цели данного этапа направлены на тренировку умения выделять признаки, по которым можно сказать, что имеется алкогольная зависимость, а также на понимание того, как алкоголь влияет на взаимоотношения между людьми.

6 ЭТАП - УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ДЕЙСТВИЯ НА СЕБЯ - 2 ЧАСА (ВСТРЕЧА №6).

Основной целью этапа будет осознание участниками тренинга понятий «дискриминация» и «ответственность», умение принимать ответственность в сложных ситуациях на себя.

7 ЭТАП - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ В ГРУППЕ - 2 ЧАСА (ВСТРЕЧА №7).

На данном этапе необходимо провести рефлексию пройденных занятий и полученного в них опыта. Рекомендуется также провести повторную диагностику участников с целью измерения динамики работы в группе. Можно использовать такие методики, как «УСК» и «Акцентуации характера подростков» Эйдемиллера.

8 ЭТАП - ДОКУМЕНТАЦИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГОМ РАБОТЫ ГРУППЫ - 3 ЧАСА.

После завершения работы группы психолог должен провести рефлексию всех занятий, оценить эффективность тренинга, задокументировать результаты в тетради, подвести итог работы.

Стратегическую линию программы можно изобразить таким образом:

Получение информации о вреде наркотиков и алкоголя

Осознание важности отказа от принятия наркотиков

Формирование осознанной позиции непринятия

По отношению к алкоголю и наркотикам

Закрепление позитивного опыта работы в группе,

рефлексия полученных знаний

6. Условия реализации и внедрения опыта.

Перспективы применения опыта в массовой практике.

Программа предназначена для работы с подростками и молодежью 13 – 18 лет, хотя при незначительных изменениях может использоваться и для работы с лицами, достигшими зрелого возраста.

Предполагаемая работа имеет просветительское и практическое значение.

ОБОСНОВАНИЯ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ.

Особенности подростковой психологии заключаются в стремлении подростков к объединению в группы. Самореализация в этом возрасте предполагает удовлетворение потребностей в уважении и самоуважении при растущем стремлении к независимости от давления родительского авторитета. Это возраст(13-16 лет) называют еще периодом второй перерезки пуповины, что является необходимым этапом в развитии суверенной личности. Организуя профилактическую работу, необходимо все это иметь в виду. Очевидно, что использование средств и методов, усиливающих авторитарное давление (запреты, нотации, запугивание и т.п.), не соответствует потребностям данного возраста. Предлагаемый же групповой метод учитывает последние, хотя и делает более сложным и многомерным процесс педагогического взаимодействия, который можно представить в общих чертах, разделив его на четыре этапа:

  1. Установление доверительного контакта с группой.

  2. Установление договорных отношений с группой (прояснение ожидания сторон, где психолог выступает в роли человека, помогающего подростку познакомиться с проблемой наркомании, разрешить его страхи и сомнения, а также научиться справляться с затруднительными ситуациями).

  3. Реализация программы.

  4. Завершение работы, подведение итогов и оценивание результатов работы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВСТРЕЧ.

Каждое занятие включает в себя следующие этапы.

  1. Введение. Необходимо привлечь внимание участников, познакомиться (на первом занятии), обсудить цели, задачи и структуру предстоящих занятий, пробудить интерес и сформировать мотивацию к участию в данной программе (или на данном занятии).

  2. «Тело» занятия. Выполняются специальные упражнения, разыгрываются ролевые ситуации, организуется обсуждение и обратная связь, тренируются навыки.

  3. Заключение. Делается акцент на центральной теме, проясняются существенные моменты, дается общая обратная связь.

Ведущему необходимо придерживаться следующих основных правил для того, чтобы

  • поддерживать самооценку участников,

  • создавать благоприятную групповую атмосферу на основе доверия и приятия,

  • исследовать процесс взаимодействия в группе и обеспечить формирование смысла (осознание того, что происходит).

  1. Давайте каждому возможность говорить.

  2. Идентифицируйте собственные чувства и говорите о своих переживаниях.

  3. Уважайте уникальность каждого участника и его переживаний.

  4. Слушайте, что говорит человек и осознавайте, как это влияет на вас.

Занятие лучше всего начинать с разминочного упражнения, не несущего смысловой нагрузки. Его цель – снять напряжение и обеспечить общую эмоциональную вовлеченность. После этого целесообразно предложить участникам вспомнить прошлое занятие и поделиться мыслями и чувствами, оставшимися после него, могут быть вопросы или предложения по ходу занятий. Далее идет основная часть с проигрыванием ситуаций и выполнением специальных упражнений. В заключение предлагается вспомнить все занятие и поделиться впечатлением.

Встреча №1.

infourok.ru

Цель:  способствовать воспитанию отрицательного отношения к алкоголю.

Задачи:

- учить противостоять давлению сверстников; побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам;

- развивать критическое мышление;

- воспитывать активную жизненную позицию в положительном отношении к здоровью как величайшей ценности.

Ход классного часа

  1. Вступительное слово.

Учитель:

     Путь к красоте, к истине, к добру находится всегда в самом человеке. Человечество подошло к опасной черте – ему угрожают не только экологические катастрофы, наибольшую опасность представляет его духовное опустошение и растление.

У каждого из нас имеются свои слабости, которые по-разному отображаются на нашем образе жизни и здоровье. Некоторые из слабостей переходят во вредные привычки.  

Одна из вредных  привычек – пьянство. Пьянство очень быстро перерастает в манию – алкоголизм. Алкоголь – самый распространенный наркотик, ежегодно убивающий сотни людей.

Алкоголь  - это яд, который приносит множество бед и страданий, являясь социальным злом для общества.

Пьяный человек – зрелище отталкивающее. Но алкоголику безразлично мнение окружающих, он теряет человеческий облик и становится рабом своей вредной привычки. От алкоголизма страдают не только сами пьяницы, но и близкие им люди: матери, жены, дети. Огромное количество преступлений совершается на почве пьянства, разрушается много семей, ломаются судьбы.

Предлагаю вам послушать историю про злого оборотня по имени Ал Коголь и граждан, которые его победили.

Давным – давно в один восточный город въехал на повозке торговец по имени Ал Коголь. Он разложил нитки, ложки, гвозди, миски и стал торговать. Он вёл себя тихо и никому не мешал. Но после его появления в городе стали происходить странные вещи. Сапожник вместо пряжек набил набойки, вместо набоек прибил пряжки. Лекарь одному из пациентов вырвал здоровый зуб, другому вместо зубов лечил уши, третьему вместо лекарства насыпал в рот перца. Плотник подрался с соседом–парикмахером. Каменщик ругался на улице и задевал прохожих.

Портной, дворник и продавец восточных сладостей обижали своих жён и детей, которых раньше любили. Женщины и дети плакали. Стекольщик и хлебопёк были найдены спящими в пыли у дороги. Все эти люди сильно изменились. Глаза у них налились кровью, носы стали красными, руки тряслись. Горожане заметили, что, когда люди заходили в лавку Ал Коголя, покупали там не гвозди, горшки и миски, а высокие бутылки.

Когда они пили из этих бутылок, то морщились, глаза у них краснели и говори они грубыми голосами. Часто ругались и даже дрались. Горе, слёзы пришли в дом. Горожане обратились за помощью к мудрому старцу. И вот что он сказал.

Всегда идёт борьба между добром и злом. Ал Коголь на одном из восточных языков означает «дурманящий». Этим дурманом наполнены бутылки. Вино дурманит головы людей. Они перестают быть самими собой. Ведут себя глупо и грубо. Алкоголь сначала разрушает души, а затем тела людей. Существовала легенда, что тот кто выпьет первую рюмку этого зелья, превратится в орла, которого заклюёт курица, кто выпьет две рюмки, тот превратится в барана, самого безголового в стаде.

Тот, кто выпьет три рюмки, станет свиньёй, и будет валяться в грязи, никогда не видя ни зелёной травы, ни листвы, ни звёзд на небе. Если мы хотим жить счастливо и достойно, то надо объединиться и выгнать эту нечисть из города.

Люди вняли совету мудреца. Они изгнали злого оборотня Ал Коголя, разбили все бутылки с отравой. А сапожник, лекарь, плотник и парикмахер, каменщик и портной, дворник и продавец скоро выздоровели и опять стали добрыми, умными и чистыми людьми.

Учитель:

- Ребята, как же действует алкоголь на поведение человека?

Под действием алкоголя человек:

* часто проявляет агрессивное или развязное поведение по отношению к окружающим;

*  настроение или неоправданно повышенное или необоснованно угрюмое;

* речь становится более громкой и часто невнятной, при этом человек проявляет повышенную «болтливость»

* отсутствие правильной координации движений;

* суетливость или (наоборот, заторможенность) движений (вплоть до полного «омертвления» и очень глубокого сна).

II. Информационный блок.

Учитель:  Как вы думаете, как алкоголь влияет на людей? На их здоровье?

  1. Прежде всего, алкоголем поражается мозг, нарушается координация движений. Головные боли, чувство повышенной тревоги,  мнительность, ухудшение процессов мышления, ослабление памяти, - все это в научной литературе  носит название  «алкогольное слабоумие».

Видеоролик «Последствия употребления алкоголя - мозг» (30 с.)

  1. Нарушается работа сердца. Пьющий человек ощущает слабость, повышенную утомляемость,  головокружение, появляются боли в области сердца. И как следствие, может наступить  инфаркт.

 Видеоролик «Последствия употребления алкоголя - сердце» (40 с.)

  1. Алкоголь обжигает стенки желудка, где переваривается пища. Вследствие злоупотребления спиртными напитками развиваются такие болезни как гастрит желудка, язва желудка.

 Видеоролик «Последствия употребления алкоголя - кишечник» (45 с.)

  1. При чрезмерном употреблении алкоголя заболевает и отмирает печень.

Видеоролик «Последствия употребления алкоголя - печень» (45 с.)

5. При частом и неумеренном употреблении алкоголя процесс дыхания нарушается. Страдающие алкоголизмом люди гораздо чаще имеют такие заболевания , как хронический бронхит, пневмония, воспаления легких. Видеоролик «Последствия употребления алкоголя» (30 с.)

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2. Карточки «алкогольное слабоумие», «инфаркт», «язва желудка», «воспаления легких» крепятся на дерево черного цвета «Дерево болезней»)

Учитель:  Ребята, что надо делать, чтобы  не болеть и сохранить свое здоровье? Ответы детей

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. (Карточки «правильное питание», «соблюдение режима дня», «физические упражнения» крепятся на цветущее дерево «Дерево жизни»)

III. Творческие задания.

  1. Практическая работа учащихся.

Учитель. Под действием алкоголя у человека меняется не только поведение, но  и его внешность. Ваша задача - определить по  каким изменениям  во внешнем виде человека мы можем судить о том, что он в состоянии алкогольного опьянения.

(Раздаются карточки – конструктор с изображением отдельных элементов внешности 2 разных людей (по 2 карточки на ученика).  Надо составить портрет человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения  и здорового трезвого человека– по принципу составления фоторобота). ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

По результатам выполнения упражнения  выясняем,что у  человека в состоянии опьянения происходит:

  1. покраснение лица (и шеи)
  2. покраснение и повышенная влажность слизистой оболочки глаз
  3. затуманенный , тяжелый взгляд
  4. неопрятность и неряшливость в одежде

Так может выглядеть только нездоровый человек при злоупотреблении алкогольными напитками привычка превращается в болезнь – алкоголизм.

Учитель:

- Вот так постепенно разрушает алкоголь весь человеческий организм. В 40 лет алкоголики уже старые люди.

     2.  Составление пословицы.

О вреде алкоголя люди сложили много пословиц.

Много пить, добру не быть.

Счастлив тот, кто вина не пьёт.

Хлеб на ноги ставит, а вино валит.

Пьян ― храбрится, а проспится ― свиньи боится.

 (Учащиеся читают пословицы  по выбору и  объясняют их смысл.)

Учитель:  А вот эту пословицу расшифруйте сами. Я буду называть число, а вы по таблице будете записывать букву, соответствующую данному числу. По окончании прочитаете пословицу.

 Пить до дна, добра не видать ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

3.Отгадать загадки.

Учитель: Бороться с алкоголем, нам нужно научиться уже сейчас. Для этого надо хорошо уметь отличать полезные напитки от вредных.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

nsportal.ru

Классный час на тему "Профилактика подросткового алкоголизма"

Лекция «Профилактика алкоголизма у подростков»

Цель: способствовать воспитанию отрицательного отношения к алкоголю.

Задачи:

- учить противостоять давлению сверстников; побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам;

- развивать критическое мышление;

  • воспитывать активную жизненную позицию в положительном отношении к здоровью как величайшей ценности.

Ход лекции.

Путь к красоте, к истине, к добру находится всегда в самом человеке. Человечество подошло к опасной черте – ему угрожают не только экологические катастрофы, наибольшую опасность представляет его духовное опустошение и растление.

У каждого из нас имеются свои слабости, которые по-разному отображаются на нашем образе жизни и здоровье. Некоторые из слабостей переходят во вредные привычки.

Одна из вредных привычек – пьянство. Пьянство очень быстро перерастает в манию – алкоголизм. Алкоголь – самый распространенный наркотик, ежегодно убивающий сотни людей.

Алкоголь - это яд, который приносит множество бед и страданий, являясь социальным злом для общества.

Пьяный человек – зрелище отталкивающее. Но алкоголику безразлично мнение окружающих, он теряет человеческий облик и становится рабом своей вредной привычки. От алкоголизма страдают не только сами пьяницы, но и близкие им люди: матери, жены, дети. Огромное количество преступлений совершается на почве пьянства, разрушается много семей, ломаются судьбы.

Предлагаю вам послушать историю про злого оборотня по имени Ал Коголь и граждан, которые его победили.

Давным – давно в один восточный город въехал на повозке торговец по имени Ал Коголь. Он разложил нитки, ложки, гвозди, миски и стал торговать. Он вёл себя тихо и никому не мешал. Но после его появления в городе стали происходить странные вещи. Сапожник вместо пряжек набил набойки, вместо набоек прибил пряжки. Лекарь одному из пациентов вырвал здоровый зуб, другому вместо зубов лечил уши, третьему вместо лекарства насыпал в рот перца. Плотник подрался с соседом–парикмахером. Каменщик ругался на улице и задевал прохожих.

Портной, дворник и продавец восточных сладостей обижали своих жён и детей, которых раньше любили. Женщины и дети плакали. Стекольщик и хлебопёк были найдены спящими в пыли у дороги. Все эти люди сильно изменились. Глаза у них налились кровью, носы стали красными, руки тряслись. Горожане заметили, что, когда люди заходили в лавку Ал Коголя, покупали там не гвозди, горшки и миски, а высокие бутылки.

Когда они пили из этих бутылок, то морщились, глаза у них краснели и говори они грубыми голосами. Часто ругались и даже дрались. Горе, слёзы пришли в дом. Горожане обратились за помощью к мудрому старцу. И вот что он сказал.

Всегда идёт борьба между добром и злом. Ал Коголь на одном из восточных языков означает «дурманящий». Этим дурманом наполнены бутылки. Вино дурманит головы людей. Они перестают быть самими собой. Ведут себя глупо и грубо. Алкоголь сначала разрушает души, а затем тела людей. Существовала легенда, что тот кто выпьет первую рюмку этого зелья, превратится в орла, которого заклюёт курица, кто выпьет две рюмки, тот превратится в барана, самого безголового в стаде.

Тот, кто выпьет три рюмки, станет свиньёй, и будет валяться в грязи, никогда не видя ни зелёной травы, ни листвы, ни звёзд на небе. Если мы хотим жить счастливо и достойно, то надо объединиться и выгнать эту нечисть из города.

Люди вняли совету мудреца. Они изгнали злого оборотня Ал Коголя, разбили все бутылки с отравой. А сапожник, лекарь, плотник и парикмахер, каменщик и портной, дворник и продавец скоро выздоровели и опять стали добрыми, умными и чистыми людьми.

Под действием алкоголя человек:

* часто проявляет агрессивное или развязное поведение по отношению к окружающим;

* настроение или неоправданно повышенное или необоснованно угрюмое;

* речь становится более громкой и часто невнятной, при этом человек проявляет повышенную «болтливость»

* отсутствие правильной координации движений;

* суетливость или (наоборот, заторможенность) движений (вплоть до полного «омертвления» и очень глубокого сна).

При частом и неумеренном употреблении алкоголя процесс дыхания нарушается. Страдающие алкоголизмом люди гораздо чаще имеют такие заболевания , как хронический бронхит, пневмония, воспаления легких.

fizikaits.ucoz.ru

губит душу людей и их потомство.

Лев Николаевич Толстой

        В России «северный» стиль употребления алкоголя -потребление алкоголя преимущественно в виде крепких напитков (водка, самогон) единовременными большими

дозами («залпом», «единым духом»). Для стран с северным стилем потребления алкоголя (Россия, Ирландия, Норвегия, Дания, в недавнем прошлом - Швеция) свойственна тяжелая алкогольная ситуация, характеризующаяся распространенностью алкоголизма среди населения, высокой заболеваемостью и смертностью, обусловленной алкоголем. Для стран, в которых алкоголизм не является острой медицинской или социальной проблемой (Италия, Франция, Испания и др.), характерен «южный» стиль потребления алкоголя, главным образом, в виде вина и пива.

        История зарождения пьянства в России как массового социального явления — суть истории формирования северного стиля потребления алкоголя.

        Особенности и тенденции алкоголизации подростков в России:

— высокий темп подростковой алкоголизации;

— тенденция к снижению возраста лиц. Употребляющих алкогольные напитки;

— феминизация (все большее количество девочек-подростков начинает употреблять алкогольные напитки);

— возрастающее стремление взрослых дистанцироваться от проблем подростковой алкоголизации, переложить их решение на правоохранительные органы.

        Причины первой пробы алкоголя:

— желание не отставать от компании, быть «как все»;

— любопытство, интерес;

— стремление отключиться от неприятностей; «от нечего делать» и др.

        Это чаще всего внешняя мотивировка, а истинные причины (мотивы) намного глубже:

— невозможность удовлетворить свои важные потребности, желания;

— психотравмирующие ситуации;

— неспособность разрешать жизненные трудности, освобождаться от отрицательных эмоций в конструктивной форме;

— неумение самостоятельно принимать ответственные решения, противостоять негативному воздействию сверстников;

— проявление оппозиции и эмансипации.

        Несовершеннолетний, начинающий употреблять алкоголь, находится в своеобразной социальной ситуации: с одной стороны, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни, связанного с употреблением пива, поиск новых ощущений в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и под- ражания кумирам; с другой стороны — безучастность и некомпетентность сверстников, значимых взрослых, в том числе родителей.

        Детям сложно бороться с употреблением алкоголя самостоятельно, так как они повторяют модель жизни своих родителей (семейные ценности, правила, установки, убеждения, роли, образцы поведения, взаимоотношений).

        Знакомство с алкоголем в семье начинается с семейных застолий, которые практически немыслимы без обилия спиртных напитков. Рано или поздно ребенка угощают каким-либо спиртным. И очень многое зависит даже от того, как понимают в семье само это слово — «спиртное». Огромное количество людей, например, не считает пиво спиртным напитком. Хотя существует пивной алкоголизм, и на пиве вполне можно заработать «белую горячку».

        В некоторых семьях детям безмятежно дают пиво или вино, начиная с плодово- ягодных, домашних, сладких, вроде бы «безобидных». И постепенно приучают ребенка к мысли, что алкоголь — это вкусно. Обычно же ребенка постепенно приучают к алкогольному ритуалу — сначала он чокается стаканом с водой, потом появляется вино и более крепкие напитки. Взрослея, ребенок уже не воспринимает застолье иначе, как в сопровождении алкоголя. Просто не понимает, как это можно пить чай и общаться друг с другом.

        Детский алкоголизм

        Алкоголизм, формирующийся в подростковом и юношеском возрасте (от 13 до 18 лет), обычно называют ранним алкоголизмом. Считается, что в этом возрасте клинические проявления алкоголизма развиваются быстрее, чем у взрослых, а болезнь протекает более злокачественно.

        Анатомо-физиологические особенности организма в период возрастных кризов, пубертатный период являются своеобразной благоприятной почвой, на которой алкоголь может обусловить быстрое развитие болезни. Большое значение имеет степень алкоголизации и формы употребления спиртных напитков, в частности, частота, дозы, концентрация алкоголя, реакция организма на его прием.

        В организме ребенка или подростка алкоголь прежде всего проникает в кровь, печень, мозг. В связи с незрелостью центральной нервной системы, она наиболее уязвима для действия этанола. Результатом такого действия является изменение личности под- ростка, нарушается:

— логическое абстрактное мышление;

— память;

— эмоциональное реагирование.

        При воздействии алкоголя поражаются практически все системы организма подростка. Согласно статистике, 5—7% отравлений у детей приходится на долю алкогольных интоксикаций. Явления опьянения у детей и подростков развиваются быстро и могут завершиться комой. Артериальное давление и температура тела повышаются, уровень глюкозы в крови, количество лейкоцитов падает. Кратковременное возбуждение, вызванное приемом алкоголя, быстро переходит в глубокий интоксикационный сон, нередки судороги, даже летальный исход. Иногда регистрируют психические нарушения с бредом и галлюцинациями.

        Выделяют несколько этапов в развитии алкоголизма в этих возрастных группах.

        На первом, начальном, этапе происходит своеобразная адаптация (привыкание) к алкоголю. Большое значение при этом имеет микросоциальная среда, особенно семья, школа, сверстники. Продолжительность этого периода составляет до 3—6 мес.

        Второй этап характеризуется относительно регулярным приемом спиртных напитков. Растут доза, кратность приема алкоголя. Меняется поведение подростка. Данный период продолжается до 1 года. Считается, что прекращение употребления алкоголя в этот период может дать хороший терапевтический результат.

        На третьем этапе развивается психическая зависимость, которая может длиться в течение нескольких месяцев или лет. Подросток сам является активным пропагандистом приема алкогольных напитков в любое время, в любых количествах и любого качества. Теряется количественный и ситуационный контроль. Появляются многодневные, недельные, иногда постоянные употребления спиртных напитков. Это начальная стадия хронического алкоголизма.

        Четвертый этап определяется как хроническая стадия болезни. Сформирован абстинентный синдром, преимущественно с преобладанием психического компонента. Иногда абстинентный синдром выражен слабо в форме вегетативно-соматических нарушений (головная боль, головокружение, утомляемость, боли в сердце).

        Далее, на пятом этапе, наступает быстрое формирование слабоумия (деменции). Дети, страдающие алкоголизмом, быстро опускаются, становятся асоциальными, грубыми, с частой сменой настроения, сексуально расторможенными, интеллектуально деградированными, с грубыми нарушениями памяти и эмоций.

        Важная задача педагогов и родителей — вовремя заметить симптомы болезни и обратиться за помощью к врачам-наркологам. Существует медицинская помощь анонимного обслуживания.

        Наркомания

        Сегодня, в Употребление алкоголя эпоху гласности, когда не осталось ни одной проблемы, ни одного вопроса, которые не подверглись бы тщательному препарированию в средствах массовой информации, далеко не все имеют четкое представление о проблеме наркомании. А она почти повсюду в мире превратилась в грозную опасность для граждан и государственных институтов. Информация из большинства стран мира свидетельствует, что злоупотребление наркотиками распространилось во всех социальных слоях и возрастных группах и особенно среди молодежи. Дети и подростки в настоящее время приобщаются к наркотикам в более раннем возрасте, чем в недалеком прошлом.

        В последнее время каждый ребенок может получить предложение их попробовать, как раньше табак или алкоголь. Зависимость от наркотиков формируется очень быстро, иногда после нескольких употреблений. Наркомания — это болезнь, распространяющаяся со скоростью эпидемии и уносящая жизни детей с неотвратимостью, присущей СПИДу.

        Педагогам и родителям необходимо сегодня владеть основами информации но этой проблеме, чтобы при первом столкновении с ней не запаниковать и не совершить неправомерных действий, не причинить моральный вред всему детскому коллективу.

        Причины и условия, которые способствуют приобщению подростков к наркотикам:

        1. Глобальные причины:

— Всеобщее падение нравов, низкая духовность и культура у значительной части населения.

— Сформировавшаяся наркотическая субкультура и «мода» на наркотики среди молодежи.

— Сложная социально-экономическая ситуация в стране: экономическая нестабильность, обнищание населения, безработица и др.).

— Относительная доступность наркотиков «па черном рынке» (сравнительно невысокая цена, большое количество наркоторговцев).

— Активная деятельность наркоторговцев и их сообществ, направленная па стимулирование спроса па наркотики.

— Либеральный пограничный режим или его отсутствие (открытость границ).

— Несовершенство антинаркотического законодательства.

        2. Частные причины:

— Недостаточная воспитательная работа среди детей и молодежи, ограниченные возможности у молодежи для культурного досуга.

— Агрессивная пропаганда наркотиков в некоторых СМИ и выступлениях музыкальных коллективов (например, рок-групп) и слабая, бессистемная антинаркотическая контрпропаганда.

— Отмена уголовной и административной ответственности за немедицинское потребление наркотиков.

— Деятельность различных сект, общественных организаций (типа «Радикальной партии»), выступающих за легализацию наркотиков и декриминализацию ответственности за незаконные действия с ними.

— Воспрепятствование со стороны определенных сил принятию нового, более совершенного антинаркотического законодательства.

— Недостаточное финансирование программ, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими.

— Недостаточный контроль за перемещением и нахождением на территории Российской Федерации иностранных граждан, многие из которых занимаются торговлей наркотиками.

— Привыкание к наркотикам людей, принимавших участие в различных вооруженных конфликтах в последние годы.

— Неудачная попытка введения в 1985 году подобия «сухого закона», вследствие чего определенное количество людей переключилось на употребление наркотиков.

        Советы педагогам и родителям:

        Что делать, если вы подозреваете, что ребенок употребляет наркотики:

— не впадайте в панику;

— понаблюдайте за ним внимательно, не демонстрируя чрезмерного волнения и подозрения;

— ни в чем не обвиняйте ребенка, не читайте ему мораль, ли в коем случае не угрожайте и не наказывайте;

— поддержите ребенка, проявив внимание и заботу;

— обратитесь за консультацией к врачу-наркологу, составьте совместный план действий;

— не привлекайте внимания других ребят к этой ситуации;

— имейте в виду, что все медицинские исследования возможны только при соблюдении личных прав ребенка;

— помните, что ваши подозрения могут так ими и остаться и нанести моральную травму ребенку;

— совместно с администрацией школы необходимо предпринять все возможные меры к недопущению влияния этого ребенка на других детей;

— педагогам необходимо поставить в известность родителей;

— не верьте уверениям ребенка, что он сможет справиться с этим без специальной помощи;

— попытайтесь уговорить его обратиться к специалисту (Б любом случае, вес лечебные действия могут осуществляться только дома и с согласия родителей).

        Признаки и симптомы возможного употребления ребенком наркотиков:

Физиологические:

nsportal.ru

Статьи по теме