Алкогольные импортеры

Импорт алкоголя

Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации

| 15-02-2010 | 

Минпромторг России предлагает упростить импорт алкоголя

С начала года ряд импортеров заявили о проблемах с таможенным оформлением импорта в РФ алкогольной продукции. Директор департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности Минпромторга России Алексей Мельник рассказал в интервью ИА "Интерфакс" о текущей ситуации и о том, какие новации ждут алкогольный рынок.

| 15-02-2010 | 

Упрощение процедуры лицензирования импорта алкогольной продукции

Минпромторг России, совместно с заинтересованными ведомствами, предлагает включить алкогольную продукцию в качестве одной из категорий товаров, импорт которых планируется осуществлять на основании генеральных лицензий.

Введение данной нормы позволит существенно сократить количество выдаваемых разрешительных документов в связи с тем, что генеральные лицензии будут выдаваться на общий объем импортируемой алкогольной продукции.

В отличие от разовой, генеральная лицензия выдается не под конкретный внешнеторговый контракт, а фактически на любые контракты, предусматривающие импорт такой продукции. При этом участник также не ограничен в отношении стран, из которых будут осуществляться поставки. То есть участник рынка будет определять на какие конкретные категории алкогольной продукции в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ему необходима лицензия и предполагаемый объем ее импорта.

В настоящее время осуществляется подготовка соответствующих материалов к 27 января 2010 года - дате очередного заседания Комиссии таможенного союза, которая уполномочена принимать решения в рассматриваемом случае.

| 15-02-2010 | 

Об импорте алкогольной продукции

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации информирует о новых правилах лицензирования на экспорт и (или) импорт товаров

В соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 19 с 1 января 2010 года вступили в силу международные соглашения, ратифицированные Российской Федерацией, изменяющие правила регулирования внешней торговли в части применения мер нетарифного регулирования.

Товары, в отношении которых введено лицензирование на единой таможенной территории, в том числе алкогольная продукция, импорт которой на территорию таможенного союза ограничен, включены в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками таможенного союза в рамках Евразийского сообщества в торговле третьими странам.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и его территориальные органы обеспечивают выдачу лицензий на экспорт и (или) импорт товаров в установленном порядке.

Выдача лицензий осуществляется в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня подачи письменного заявления участника внешнеторговой деятельности и соответствующих документов.

Оформление и выдачу лицензий на импорт алкогольной продукции  осуществляют территориальные органы Министерства.

Процедура получения лицензии на импорт алкогольной продукции несложна. Для получения такой лицензии участники внешнеторговой деятельности должны представить следующие документы:

заявление о выдаче лицензии в установленном формате и его электронную копию;

копию внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему (для разовой лицензии), а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) – копия иного документа, подтверждающего намерения сторон;

копию документа о постановке на учет в налоговом органе;

копию лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности.

Таким образом, никаких проблем с получением лицензий на импорт алкогольной продукции не существует. Конечно же, в зависимости от объема поступающих документов Министерство будет стремиться к максимальному сокращению сроков выдачи лицензий территориальными органами.

В целях информирования участников внешнеторговой деятельности нормативные правовые акты таможенного союза размещены на официальном интернет - сайте Минпромторга России , а также на сайте комиссии таможенного союза www.tsouz.ru.

 

economy-esr.ru

Поделиться в соц. сетях

Общие тенденции 2009 г.

Общий объем импорта алкогольной продукции в РФ в 2009 году составил 325 млн. литров, что на 23% меньше результатов 2008 г. Серьезное падение объемов импорта стало результатом действия мирового экономического кризиса как на весь рынок импорта в целом, так и алкогольной продукции в частности. Особенно сильным падение ввоза алкогольных напитков в РФ было в начале года и составляло более 30% по отношению к аналогичному периоду 2008 г. В ноябре-декабре ситуация значительно улучшилась: отечественный рынок смог выйти на объемы конца предыдущего года, когда «кризисное» влияние только-только начало ощущаться. В результате итоговый «разрыв» между 2008 и 2009 г. сократился до 23%.

Позитивное изменение ситуации на рынке импорта алкоголя в конце 2009 г. позволяет говорить о состоявшемся «высоком сезоне» (традиционно — ноябрь-декабрь). При этом ожидаемое летнее снижение импорта также имело место, и было выражено даже сильнее обычного (объем ввоза алкогольной продукции в РФ в октябре 2009 г. был на 34% выше, чем в июне, тогда как в 2008 г. эта разница составила всего 24%).

Табл. 1. Общая динамика импорта всей алкогольной продукции (млн. литров)

Диаграмма 1. Динамика импорта алкоголя в Россию (млн. литров)

Если рассматривать динамику отдельных групп алкогольных напитков, то наименее значительно падение объемов импорта отразилось на секторе вин1: по отношению к итоговым результатам 2008 г. импорт вина в Россию снизился в 2009 г. на 21%, что на 2% меньше, чем в среднем по рынку.

В секторе вин, как и в целом на всем алкогольном рынке, наблюдался значительный рост объемов импорта в конце года (октябрь-декабрь) и традиционный летний спад. Разница между июнем и октябрем 2009 г. составила 28%

Табл. 2. Динамика импорта вин (млн. литров)

Диаграмма 2. Динамика импорта вина в Россию (млн. литров)

Существеннее по отношению к 2008 г. изменилось количество импортируемых КСН2. В целом по году сокращение в данной категории составило 27%, что на 4% больше, чем в целом по рынку.

В конце года здесь также наблюдается увеличение объемов импорта, причем даже более активный, чем в сегменте вин и на всем рынке алкогольной продукции в целом: разрыв между июнем и октябрем составляет более 50%.

При этом стоит отметить, что наиболее активное увеличение объемов ввоза КСН в Россию пришлось на декабрь 2009 г., тогда как и в секторе вин, и в целом по рынку объемы декабря были несколько ниже двух предыдущих месяцев.

Табл. 3. Динамика импорта КСН (объем в литрах)

Диаграмма 3. Динамика импорта КСН в Россию (млн. литров)

Таким образом, под влиянием мирового экономического кризиса в 2009 г. отмечается существенное снижение объемов импортируемой алкогольной продукции в Россию. При этом наиболее сильный спад (более 30%) приходится на первую половину года, тогда как к ноябрю-декабрю количество ввезенной продукции достигает уровня 2008 г., что в итоге дает в целом по году снижение примерно на 23%. Также необходимо отметить, что наиболее сильно пострадал сектор импортных КСН (падение на 27% по году).

Стоимость продукции

Экономический кризис отразился и на таком показателе, как средняя стоимость импортируемой продукции: если на протяжении 2006–2008 гг. средняя инвойсная стоимость постоянно увеличивалась, то в 2009 г. наблюдается некоторое ее снижение (по всем категориям алкогольных напитков). Особенно заметным снижение было в категории КСН (с 12,62 долл/литр в 2008 г. до 10.94 долл/литр в 2009 г.). Данная тенденция обусловлена в первую очередь сокращением спроса на продукцию среднего ценового сегмента и увеличением импорта более дешевых алкогольных напитков.

Табл. 4. Средняя инвойсная стоимость импортируемой алкогольной продукции (долл./литр)

Распределение по странам

Вина

2009 г. внес существенные изменения в географическую структуру импортных вин: если на протяжении 2007–2008 гг. лидером по экспорту вин в Россию являлась Болгария, то в 2009 г. она занимает всего лишь третье место (14% рынка вместо 20% в 2008 г.). Лидерами по поставке вин в РФ в 2009 г. стали Италия (19,8%) и Франция (15,2%). При этом необходимо отметить, что доля Франции по сравнению с прошлым годом практически не изменилась, а доля Италии выросла лишь на полтора процента. Снижение доли Болгарии компенсировалось суммарным увеличением долей Германии, Испании, Украины и Молдовы.

Табл. 5. Вино. Доли стран-экспортеров (млн. литров) в 2008–2009 гг. (суммарные данные за период январь-декабрь)

КСН

В отличие от сегмента вин в секторе КСН географическая структура не претерпела таких серьезных изменений — лидером по поставкам крепкого алкоголя (как и в 2007–2008 гг.) остается Украина (за счет экспорта водки), при этом доля ее выросла по сравнению с прошлым годом на 2%. Также на 2% увеличилась доля Великобритании. А вот Армения и Франция не удержали своих позиций — их доля сократилась (для Франции — главным образом за счет отказа импортеров от ввоза дорогих коньяков).

Свою долю рынка по поставкам КСН в Россию на уровне 2008 г. удалось сохранить Молдове, в результате чего она вошла в пятерку основных стран-поставщиков КСН в РФ (в прошлом году Молдова занимала 6-е место).

По остальным странам-экспортерам существенных перемен не произошло.

Табл. 6. КСН. Доли стран-экспортеров (млн. литров) в 2008–2009 гг. (суммарные данные за период январь-декабрь)

V. Общие итоги 2009 г. и прогноз на 2010 г.:

Исходя из приведенных в отчете данных, в качестве основных общих тенденций импорта алкоголя в 2009 г. можно выделить следующие:

- Общее падение объемов ввозимой продукции по сравнению с 2008 г. (на 23% в целом по году);

- Особенно серьезное (более 30%) снижение импорта в 1–2 кварталах 2009 г. (связанное, в том числе, с нестабильной ситуацией с курсами валют). В конце года наблюдается рост и выход на уровень 2008 г.;

- Более значительное сокращение импорта КСН (27%), чем сегмента вин (21%);

- Изменение географической структуры импорта (особенно в секторе вин — уход из лидеров болгарской продукции);

- Снижение средней инвойсной стоимости всей ввозимой алкогольной продукции (особенно в секторе КСН);

В целом, по итогам 2009 г. можно говорить о завершении адаптации рынка импортной алкогольной продукции к изменившимся экономическим условиями (перераспределение ассортимента, производителей и ценовых групп), и начале постепенного выхода из «жесткого» кризиса, о чем свидетельствует динамичный рост объемов во второй половине года, состоявшийся «высокий» сезон и сохранение пула ведущих компаний-импортеров.

При сохранении существующих тенденций (а также при отсутствии в дальнейшем таких «осложняющих» факторов, как существенные изменения в российском законодательстве, регулирующем алкогольный рынок) можно прогнозировать в 2010 г. постепенный рост объемов импорта алкогольной продукции и возвращение к результатам, близким к результатам 2008 г.

При этом, вероятнее всего, будет сохраняться ориентированность импортеров на сегмент недорогой продукции и осторожность в экспериментах по выведению на рынок нового ассортимента — предпочтение будет отдаваться проверенным маркам и поставщикам, несмотря на желание многих зарубежных компаний в условиях кризиса начать (или активизировать) работу на российском рынке.

1 В группу вин включены тихие, игристые, ароматизированные и плодовые.

2 В данную группу входят напитки крепостью свыше 25 градусов (водка, коньяк, виски, текила, ром, джин и пр.), а также прочие ЛВИ.

Версия для печати  

marketing.spb.ru

Рейтинг импортёров алкоголя в Россию за 9 месяцев 2016 г.

Рейтинг импортёров алкоголя в Россию за 9 месяцев 2016 г.

Импорт алкоголя в Россию переживает непростые времена. Падение курса рубля и платежеспособного спроса в конце 2016 года вынудило сократить объемы импорта на 30-60%, в зависимости от категории продукции. Что же принёс нам 2016 год, точнее его первые 3 квартала?Мы рассмотрели статистику импорта по следующим группам ТНВЭД:2203 – пиво2205 – вермуты2208 – крепкие алкогольные напиткиЗадачей исследования было составление общей картины, поэтому более глубокой детализации, особенности по крепким напиткам (в эту же группу вошли коньячные и другие необработанные дистилляты) не проводилось. 

Общая статистика импорта алкоголя в сравнении с 2016 годом.

Снижение стоимостных объемов составило в среднем 49%, причём особенно в марте – почти 60%, затем стабилизировалось на уровне 40-45%В натуральном выражении (литраже) падение оказалось не столь сильным – примерно 35%, за счет переориентации на более бюджетные марки напитков. Август 2016 года в статистическом плане был месяцем надежды  - разрыв с прошлым годом сократился до 14%, однако сентябрь обломал возможные ожидания падением до 34% разницы (46 против 71 млн. литров).

 Общие показатели импорта приведены в таблице

Какой алкоголь предпочитает импортировать Россия?

Понятно, что общие объемы не дадут целостной картины рынка. Рассмотрение структуры импорта по типу алкопродукции позволило увидеть следующую картину.

Почти половина денег, потраченных импортёрами – это 400 млн. долл, ушло за 9 месяцев 2016 года на  закупку вина. Чуть меньше – 363 млн. – на импорт крепкого алкоголя. Стоимость импортированного пива составила 72 млн. долл, игристых вин – 55 млн, вермутов – 20 млн.Если сравнивать натуральные объемы, соотношение несколько иное.

 Вина импортировано почти две трети общего объема - 251 млн. литров, на пиво и крепкие напитки пришлось не сильно отличающееся количество -  61 и 54 млн. литров соответственно, на игристые вина – 12,5 млн. литров, вермуты – 8,5 млн. литров.Взяв соотношение между категориями алкоголя в динамике, мы выявим интересные соотношения. Так как импорт вина значительно превышает объемы других категорий в натуральном выражении, мы разнесли их на два графика.

График импорта вина в целом повторяет общеалкогольную динамику, именно снижению закупок вина к осени мы  обязаны сентябрьскому спаду. В августе поменялись местами пиво с крепкими напитками.

В целом, можно констатировать к осени спад объемов слабоалкогольной продукции и рост объема импорта крепких напитков и игристых вин. Видимо, импортёры делают запасы к холодной зиме и потихоньку закупают шампанское к Новому Году.

Главные герои 3 кварталов – рейтинг импортёров алкоголя.

Теперь о тех компаниях, кто показал наибольшие объемы импорта алкогольной продукции за январь-сентябрь 2016 г. Мы выделили ТОП-20 компаний по стоимостным объемам импорта. Как оказалось, эта двадцатка обеспечила в сумме чуть больше половины -  50,5% общего объема импорта. Несмотря на то, что основной стоимостной объем даёт вино, более заметны в рейтинге оказались импортёры крепкого алкоголя. В тройке лидеров: Бакарди Рус и П.Р.Русь имеют совсем небольшой импорт вина, а Денвью Лимитед так вообще завозит только то, что крепче 38 градусов.В двадцатку вошёл только один чисто «пивной» импортёр – «Сан Инбев». Также отметились российские производители, закупающие виноматериалы и коньячные спирты. 

ved-stat.ru

Предложение по организации импорта. Услуги. РусАлкоИмпорт. Импорт алкогольной продукции.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ООО "Русалкоимпорт" по организации импорта алкогольный продукции

Кто мы?

  • Русалкоимпорт организован как специализированная сервисная компания, оказывающая услуги по импорту алкоголя в 2009 году.
  • Русалкоимпорт НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ самостоятельной торговой деятельности, фокусируясь исключительно на услугах по импорту в интересах своих клиентов;
  • Русалкоимпорт осуществляет импорт алкогольной продукции из Германии, Франции, Италии, Испании, Чили, Великобритании, Польши, Армении, Болгарии, Молдавии;
  • Русалкоимпорт обслуживает импорт алкогольной продукции группы ТАНДЕР/МАГНИТ, а также ведущих дистрибьюторов алкогольной продукции и группы региональных торговых сетей;

Чем мы лучше?

  • У нас нет конфликта интересов с нашими клиентами, мы не торгуем алкогольной продукцией;
  • Мы можем предложить цены лучше, у нас покупательская сила больше за счет больших объемов импорта (мы можем удешевить Ваш импорт)
  • Мы специалисты в ВЭД и импорте алкогольной продукции (поможем избежать ошибок и сэкономим деньги) - команда специалистов, работающих ранее в крупных ведущих российских компаниях - импортерах алкоголя;
  • Мы знаем многих крупных производителей за рубежом, откуда осуществляется импорт алкоголя в Россию. У нас уже имеются действующие контракты и история сотрудничества со многими иностранными производителями;
  • Мы анализируем импорт алкогольной продукции в РФ, отслеживаем динамику рынка и объемы поставок от разных производителей;
  • Мы готовы оказать полный комплекс услуг (разработка товарной марки, регистрация, лицензирование и иная разрешительная документация, переговоры с поставщиками, заключение контрактов, транспорт, таможенные услуги, доставка в регионы РФ).

Что мы не делаем?

  • Мы не кредитуем клиентов - мы оказываем агентские услуги и работаем на средствах клиента. Но готовы предложить финансирование от дружественных финансовых институтов или организовать поставки на условиях отсрочки платежа через дружественных алкогольные компании;
  • Мы не конкурируем со своими клиентами - мы не осуществляем торговой деятельности, мы фокусируемся на услугах.

Что мы предлагаем?

Каждая услуга осуществляется по желанию клиента по модульному принципу:

  • Анализ категории - объемы и динамика продаж по группам товаров, анализ коммерческих условий и объемов реализации, формирование заключений и предложений;
  • Анализ продаж продуктов данной категории у конкурентов (цены, марки, представленность);
  • Предложение базовых параметров СТМ - цена закупки, полки, маржинальный доход;
  • Разработка торговой марки - анализ предложения на рынке, наименование, дизайн, регистрация;
  • Получение разрешительной документации на импорт - лицензии, сертификаты и пр.;
  • Поиск и ведение переговоров с производителями, заключение контрактов;
  • Организация транспортной логистики и таможенного оформления;
  • Организация хранения импортированной продукции на складе Русалкоимпорт;
  • Организация доставки в регионы РФ;
  • Поставка продукции на условиях предоплаты или с отсрочкой платежа;

© 2009 ООО «РусАлкоИмпорт»

rusalkoimport.ru

Импорт и экспорт подакцизных товаров: ввоз (вывоз) алкоголя в Таможенном союзе

Федеральным законом от 27.11.2010 N 306-ФЗ вносятся изменения в первую и вторую части Налогового кодекса, в том числе в гл. 22 "Акцизы". Закон вступил в силу с 01.01.2011, за исключением положений, для которых ст. 6 данного Закона установлены иные сроки. Большая часть поправок, направленных на повышение эффективности регулирования рынка алкогольной продукции в РФ и производства этилового спирта, как раз и начнет действовать в иные сроки (с 1 июля либо с 1 августа 2011 г.). Какие изменения уже произошли и к чему готовиться в будущем производителям алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции?

Список товаров, признаваемых подакцизными, приведен в п. 1 ст. 181 НК РФ.

Перечень подакцизных товаров в части алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 1 ст. 181 НК РФ)

1) этиловый спирт из всех видов сырья, за исключением коньячного спирта

1) этиловый спирт из всех видов сырья;

другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%

другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%, за исключением алкогольной продукции, указанной в в пп. 3 п. 1 ст. 181

3) алкогольная продукция (питьевой коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением

пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5%)

4) пиво

4) данный пункт утратил силу с 1 января 2011 г.

Из представленной сравнительной таблицы видно, что теперь в перечень подакцизных товаров входит коньячный спирт. Эта поправка направлена на предотвращение нелегального оборота данного товара.

Еще одно важное изменение коснулось пива и напитков, изготовленных на его основе: теперь они включены в состав алкогольной продукции. Поэтому поправки в части исчисления и уплаты акциза по алкогольной продукции распространяются и на пиво.

Следует обратить внимание, что в пп. 3 п. 1 ст. 181 НК РФ теперь отсутствует указание на исключение из состава алкогольной продукции виноматериалов. Однако в пп. 2 этого пункта добавлено, что виноматериалы не рассматриваются в целях применения гл. 22 НК РФ как подакцизные товары.

К сведению. Виноматериалами признается спиртосодержащая пищевая продукция с содержанием этилового спирта не более 22,5% объема готовой продукции, используемая в качестве сырья для производства вина и полученная в результате спиртового брожения винограда, виноградного сусла либо плодового или ягодного сока без добавления ароматических и вкусовых добавок, без добавления или с добавлением этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) дистиллятов (п. 13 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").

Передача подакцизных товаров в структуре одной организации

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 183 НК РФ передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же подразделению данной организации для производства других подакцизных товаров не подлежит обложению акцизами. С 01.08.2011 появится исключение из этой нормы - операции, признаваемые объектом налогообложения на основании нового пп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ, которым установлено, при передаче каких подакцизных товаров одним структурным подразделением, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению возникает объект обложения акцизами. Речь идет об этиловом и (или) коньячном спирте, произведенном для изготовления алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, в том числе об этиловом спирте-сырце, произведенном для изготовления ректификованного этилового спирта, который в дальнейшем используется этой же организацией для производства указанной продукции. Изложенное не распространяется на передачу названных подакцизных товаров для изготовления спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлических аэрозольных упаковках.

Обратите внимание! При выполнении операции, указанной в пп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ, налогообложение спирта будет осуществляться по нулевой ставке. Это связано с тем, что производители алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции с 01.07.2010 должны уплачивать авансовый платеж акциза.

При передаче в структуре одной организации ректификованного этилового спирта, изготовленного налогоплательщиком из спирта-сырца, подразделению, производящему алкогольную продукцию, начислять акцизы по-прежнему не надо. При этом неважно, произведен ли спирт-сырец, использованный для изготовления ректификованного этилового спирта, самой организацией либо приобретен на стороне. Если сейчас это следует из общего правила, установленного пп. 1 п. 1 ст. 183 НК РФ, то с 01.08.2011 это будет прямо предусмотрено в новом пп. 16.

Так, Минфин в Письме от 26.04.2010 N 03-07-06/77 указал: при передаче ректификованного этилового спирта, произведенного из спирта-сырца, при приобретении которого был уплачен акциз, одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же подразделению для изготовления алкогольной продукции объекта обложения акцизами не возникает. При этом сумма акциза по алкогольной продукции может быть уменьшена на сумму акциза, уплаченную налогоплательщиком при приобретении спирта-сырца для производства реализуемого объема алкогольной продукции.

Учтите: передача в структуре организации произведенных товаров должна быть оформлена подтверждающими документами, предусмотренными законодательством, в том числе товарно-транспортными накладными или товарными накладными, накладными на внутреннее перемещение, актами приема-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика, актом списания сырья и материалов в производство и другими документами (Письма Минфина России от 28.12.2010 N 03-07-06/223, N 03-07-06/224). На это обратили внимание и судьи ФАС МО: передача в структуре организации подакцизных товаров должна быть оформлена подтверждающими документами, предусмотренными законодательством, поскольку для передачи подакцизных товаров необходима воля лиц, передающих и принимающих товарные ценности. Это могут быть товарно-транспортные накладные, или товарные накладные по форме N ТОРГ-13, или иной первичный документ, удостоверенные подписями соответствующих материально ответственных лиц, совершающих действия по передаче (приемке) подакцизных товаров (Постановление от 13.11.2010 N КА-А40/12491-10). Наличие документов, подтверждающих передачу произведенного спирта в структуре одной организации, будет играть особую роль при вычете ранее уплаченного авансового платежа акциза.

Авансовый платеж акциза

С 1 июля 2011 г. для отдельных плательщиков акцизов согласно п. 8 ст. 194 НК РФ вводится обязанность уплаты авансовых платежей. Речь идет об организациях, осуществляющих на территории РФ производство:

- алкогольной продукции (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта);

- подакцизной спиртосодержащей продукции.

Указанные лица будут обязаны уплачивать в бюджет авансовый платеж акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Об уплате авансового платежа

Под авансовым платежом акциза понимается предварительная уплата акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции. Момент уплаты авансового платежа зависит от того, какой спирт (приобретенный или произведенный самим предприятием) используется для изготовления указанной продукции. В первом случае авансовый платеж должен быть произведен до приобретения (закупки) этилового спирта (в том числе этилового спирта-сырца) и (или) коньячного спирта, изготовленных на территории РФ. Дата приобретения (закупки) спирта определяется как дата его отгрузки продавцом.

Если же используется этиловый и (или) коньячный спирт собственного производства, авансовый платеж уплачивается до его передачи одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению этой организации (то есть до совершения операции, предусмотренной пп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Размер авансового платежа акциза зависит от общего объема (в целом за налоговый период) закупаемого у каждого продавца (передаваемого в структуре одной организации для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции) этилового спирта (в том числе этилового спирта-сырца) и (или) коньячного спирта (в литрах безводного спирта) и ставки акциза. Для расчета используется соответствующая ставка акциза, установленная п. 1 ст. 193 НК РФ в отношении алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции. На основании нового п. 6 ст. 204 НК РФ авансовый платеж акциза уплачивается не позднее 15-го числа текущего налогового периода исходя из общего объема этилового и (или) коньячного спирта, закупка (передача) которых будет осуществляться производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции в налоговом периоде, следующем за текущим.

Получается, впервые производители алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции будут должны уплатить авансовый платеж акциза не позднее 15.07.2011. Его сумма определяется исходя из общего объема спирта, закупка (отгрузка продавцом) и передача которого будут осуществлены в августе 2011 г. Кроме того, в налоговый орган по месту учета нужно будет представить документы, список которых приведен в п. 7 ст. 204 НК РФ, не позднее 18.07.2011.

Уплатив авансовый платеж акциза, налогоплательщик обязан не позднее 18-го числа текущего налогового периода представить в налоговый орган по месту учета следующие документы:

- копию (копии) платежного документа, подтверждающего перечисление денежных средств в счет уплаты авансового платежа акциза, с указанием слов "Авансовый платеж акциза" в графе "Назначение платежа";

- копию (копии) выписки из банка, подтверждающей списание названных средств с расчетного счета производителя алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции;

- извещение (извещения) об уплате авансового платежа акциза в четырех экземплярах, один из которых должен быть составлен в электронном виде.

В извещении, форма которого утверждается ФНС, указываются следующие данные:

1) полное наименование, ИНН и КПП организации - покупателя спирта, производящей алкогольную и (или) спиртосодержащую продукцию;

2) полное наименование, ИНН и КПП организации - продавца спирта;

3) полное наименование организации, осуществляющей передачу в структуре организации спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, а также ИНН и КПП (в том числе КПП структурных подразделений организации, осуществляющих передачу и получение спирта);

4) объем закупаемого (передаваемого в структуре организации) спирта (в литрах безводного спирта);

5) сумма авансового платежа акциза (в руб.);

6) дата уплаты авансового платежа акциза.

То есть по каждому поставщику (структурному подразделению) составляется отдельное извещение. При этом копии платежного документа и выписки из банка представляются в налоговый орган с каждым извещением об уплате авансового платежа акциза исходя из объемов закупки спирта у каждого продавца или исходя из объемов передачи спирта каждому структурному подразделению организации.

В свою очередь, налоговый орган в течение пяти дней, следующих за днем представления документов, должен на каждом экземпляре извещения об уплате авансового платежа акциза проставить отметку о соответствии представленных документов сведениям, указанным в этом извещении (или отказать в проставлении отметки). Два экземпляра извещения с отметкой налогового органа передаются налогоплательщику, а третий и четвертый (представленный в электронном виде) экземпляры остаются в налоговом органе. Если для производства алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции спирт приобретается "на стороне", один экземпляр извещения с отметкой налогового органа передается покупателем продавцу спирта не позднее чем за три дня до его закупки. Только при наличии этого извещения поставщик сможет реализовать спирт по нулевой ставке акциза (п. 4 ст. 193 НК РФ).

Учтите: документы и извещение (извещения) об уплате авансового платежа акциза должны храниться в налоговом органе и у налогоплательщиков не менее четырех лет.

Можно ли не платить авансовый платеж?

Согласно п. 11 ст. 204 НК РФ налогоплательщики - производители алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции могут быть освобождены от уплаты авансового платежа акциза. Такое возможно в случае представления в налоговый орган по месту учета гарантии банка, включенного в предусмотренный ст. 176.1 НК РФ перечень банков. При этом банковская гарантия должна отвечать следующим требованиям.

Во-первых, она должна быть безотзывной и непередаваемой.

Во-вторых, срок ее действия должен истекать не ранее шести месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором осуществлялась закупка этилового и (или) коньячного спирта. Нужно обратить внимание, что 6-месячный срок истечения банковской гарантии установлен только в отношении закупки (о передаче в структуре одной организации ничего не сказано). Если действие банковской гарантии заканчивается до истечения указанного срока, освобождение от уплаты авансового платежа акциза не предоставляется.

В-третьих, сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательства по уплате в бюджет суммы акциза в полном объеме в размере авансового платежа за налоговый период.

Наконец, в-четвертых, банковская гарантия должна допускать бесспорное списание денежных средств со счета банка-гаранта в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии (полностью или частично), направленного ему до окончания срока ее действия. Налоговый орган вправе выставить гаранту требование о погашении обеспеченной банковской гарантией денежной суммы в размере авансового платежа акциза в случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком (принципалом) суммы акциза по реализованной им алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, изготовленной из спирта, операции по приобретению либо по производству и передаче в структуре одной организации которого были осуществлены по нулевой ставке акциза.

Полученная налогоплательщиком - производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции банковская гарантия вместе с извещением (извещениями) об освобождении от уплаты авансового платежа акциза представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 18-го числа текущего налогового периода. В извещении указываются следующие данные:

- полное наименование, ИНН и КПП организации, производящей алкогольную и (или) спиртосодержащую продукцию, - покупателя спирта;

- полное наименование, ИНН и КПП организации - продавца спирта;

- полное наименование организации, осуществляющей передачу спирта в структуре организации для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, а также ИНН и КПП (в том числе КПП структурных подразделений организации, осуществляющих передачу и получение спирта);

- объем закупаемого (передаваемого в структуре организации) спирта (в литрах безводного спирта);

- сумма авансового платежа акциза, освобождение от уплаты которой предоставляется налогоплательщику при представлении банковской гарантии (в руб.);

- наименование, ИНН и КПП банка, выдавшего гарантию;

- денежная сумма, под которую выдана банковская гарантия;

- дата выдачи банковской гарантии и срок ее действия.

Как и извещение об уплате авансового платежа акциза, извещение об освобождении от такой уплаты представляется в налоговый орган в четырех экземплярах, один из которых должен быть составлен в электронном виде. При закупке спирта у нескольких производителей извещение составляется по объемам закупок спирта у каждого продавца - производителя спирта, а при передаче произведенного спирта в структуре одной организации - по каждому структурному подразделению. Далее все происходит так же, как в случае с извещением об уплате авансового платежа акциза.

О вычете авансового платежа

На основании п. 5 ст. 199 НК РФ сумма исчисленного налогоплательщиком авансового платежа не включается в стоимость алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, а подлежит вычету в порядке, установленном п. 16 ст. 200 НК РФ. Вычет при исчислении акциза на реализованную алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию производится в пределах суммы уплаченного авансового платежа по спирту, фактически использованному для изготовления реализованной алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (переданному в структуре одной организации). При этом для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по акцизам необходимо представлять документы (их копии), указанные в п. п. 17, 18 ст. 201 НК РФ. К таким документам в первую очередь относятся:

- платежный документ, подтверждающий перечисление денежных средств в счет уплаты суммы авансового платежа акциза;

- выписка из банка, подтверждающая списание указанных средств с расчетного счета производителя алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции;

- извещение (извещения) об уплате авансового платежа акциза.

Кроме того, налогоплательщикам, приобретающим спирт, нужно подготовить:

- договор купли-продажи этилового и (или) коньячного спирта, заключенный между производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции и производителем спирта;

- товарно-транспортные накладные на отгрузку спирта продавцом;

- акт списания спирта в производство.

Передача спирта в структуре одной организации подтверждается одним из следующих документов:

- накладной на внутреннее перемещение этилового и (или) коньячного спирта;

- актом приема-передачи спирта между структурными подразделениями налогоплательщика;

- актом списания спирта в производство.

Что касается суммы авансового платежа акциза, приходящейся на приобретенный спирт, не использованный в истекшем налоговом периоде по назначению, ее можно предъявить к вычету в следующем налоговом периоде или других последующих налоговых периодах, в которых этот спирт будет применен в производстве.

Заметим: на основании п. 17 ст. 200 НК РФ подлежащая вычету сумма авансового платежа уменьшается на сумму акциза, приходящуюся на объем спирта, безвозвратно утраченного в процессе транспортировки, хранения, перемещения в структуре одной организации и последующей технологической обработки. Это не относится к потерям в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Переходные моменты

Организациям, производящим алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию, нужно будет провести инвентаризацию приобретенного этилового спирта, сумма акциза по которому не принята к вычету по состоянию на 31.07.2011. Данные об остатках спирта следует направить в налоговый орган по месту учета не позднее 04.08.2011. Это требование п. 2 ст. 5 Федерального закона N 306-ФЗ.

Налоговые вычеты по этиловому и коньячному спирту, использованному в качестве сырья при производстве алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, отгруженному изготовителям указанной продукции до 01.08.2011, производятся в порядке, предусмотренном ст. 201 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2011.

Взимание акциза при ввозе (вывозе) подакцизных товаров Таможенного союза

Поскольку с июля 2010 г. на территориях Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ начала функционировать единая таможенная территория Таможенного союза, Федеральным законом N 306-ФЗ внесены изменения в ст. 186 НК РФ. Ранее этой статьей были установлены особенности взимания акциза по подакцизным товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления. Контроль и таможенное оформление были отменены при перемещении товаров между РФ и Республикой Беларусь (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг").

К сведению. Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса таможенного союза).

С 01.01.2011 комментируемой статьей установлены особенности взимания акциза при ввозе и вывозе подакцизных товаров стран Таможенного союза.

Импорт подакцизных товаров

Согласно ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Соглашение) при импорте товаров на территорию одного государства - участника Таможенного союза с территории другого государства - участника Таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера. Правда, законодательством последнего в отношении товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками), может быть установлено иное.

При импорте товаров на территорию государства - участника Таможенного союза косвенные налоги вообще не взимаются, если эти товары на основании законодательства данного государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.

Следуя изложенным принципам, законодатели и внесли изменения в п. 1 ст. 186 НК РФ. Итак, согласно указанному пункту акциз по подакцизным товарам Таможенного союза, ввозимым на территорию РФ с территории государства - члена Таможенного союза, взимается налоговыми органами. Исключение из этого правила распространяется на ввозимые на территорию РФ из стран - членов Таможенного союза подакцизные товары Таможенного союза, подлежащие маркировке акцизными марками в соответствии с законодательством РФ. В этом случае акциз взимается таможенными органами в порядке, установленном новой ст. 186.1 НК РФ. Напомним: согласно законодательству РФ такой маркировке подлежит табачная и алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции.

Если импортные товары не подлежат маркировке, сумма акциза уплачивается в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 7 ст. 2 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" (далее - Протокол)). Кроме того, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (за исключением предметов лизинга). Декларация представляется за месяц, в котором импортированные товары приняты на учет у налогоплательщика. Одновременно с налоговой декларацией последний представляет в налоговый орган документы, перечень которых приведен в п. 8 ст. 2 указанного Протокола. Причем если в отчетном месяце налогоплательщик не принял на учет импортированные товары, декларация в налоговый орган по месту постановки на учет налогоплательщика не представляется (п. 4 Письма Минфина России от 22.07.2010 N 03-07-15/101).

Суммы акциза, уплаченные при ввозе на территорию РФ подакцизных товаров, использованных в дальнейшем в качестве сырья для производства таких же товаров, по-прежнему можно предъявить к вычету. При этом сейчас ограничение по вычету установлено только в отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%, при изготовлении которой был использован ввезенный подакцизный товар. Вычет производится в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, исходя из ставки акциза на этиловый спирт, установленной п. 1 ст. 193 НК РФ на дату приобретения данного подакцизного товара.

С 01.07.2011 такое ограничение распространяется на алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию. Налоговые вычеты будут производиться в пределах суммы акциза, исчисленной исходя из объема использованных товаров (в литрах безводного этилового спирта) и ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 НК РФ в отношении этилового и (или) коньячного спирта, реализуемых организациям, которые не уплачивают авансовый платеж акциза (п. 2 ст. 200 НК РФ).

Экспорт подакцизных товаров

Принцип взимания косвенных налогов при экспорте товаров определен в ст. 2 Соглашения: при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта. В п. 2 ст. 186 НК РФ теперь закреплено: при вывозе подакцизных товаров с территории РФ на территорию государств - членов Таможенного союза порядок подтверждения права на освобождение от уплаты акциза устанавливается Правительством РФ. При этом учитываются положения международных договоров государств - членов Таможенного союза, заключенных с правительствами таких государств. Пока не появится документ от Правительства РФ, следует руководствоваться положениями Протокола. Среди прочего в нем приведен список документов, которые необходимо представить одновременно с налоговой декларацией для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов (п. 2 ст. 1). Документы должны поступить в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. В противном случае суммы акцизов подлежат уплате в бюджет за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) подакцизных товаров в государства - члены Таможенного союза.

В п. 2 ст. 1 Протокола зафиксировано: если необходимые документы будут представлены одновременно с налоговой декларацией по НДС, документы вместе с налоговой декларацией по акцизам представлять не надо (если только иное не установлено законодательством государства - члена Таможенного союза). Как отметила ФНС в Письме от 16.12.2010 N ШС-37-3/17864@, согласно нормам гл. 22 НК РФ право налогоплательщика на освобождение от уплаты акциза по операциям реализации подакцизных товаров на экспорт не связано с обязанностью представления им в налоговый орган документов, подтверждающих обоснованность этого освобождения, одновременно с налоговой декларацией по акцизам. Кроме того, если налогоплательщик в установленный срок представит в налоговый орган документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров с территории РФ в государства - члены Таможенного союза, данные по экспорту не отражаются в налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары (за исключением табачных изделий) до утверждения новой формы декларации. В настоящее время применяется форма декларации, утвержденная Приказом Минфина России от 14.11.2006 N 146н. Если же пакет документов будет представлен позднее установленного срока, налогоплательщик должен представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по акцизам за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров в государства - члены Таможенного союза. При представлении впоследствии в налоговые органы документов, подтверждающих правомерность применения освобождения от уплаты акцизов, уплаченные суммы акциза, подлежащие возмещению, также должны быть отражены в декларации по акцизам, но уже за тот налоговый период, в котором представлены указанные документы. Порядок заполнения деклараций в данных случаях прописан в Письме ФНС России от 16.12.2010 N ШС-37-3/17864@.

brokert.ru

Статьи по теме