Профилактика алкоголизма и табакокурения

губит душу людей и их потомство.

Лев Николаевич Толстой

        В России «северный» стиль употребления алкоголя -потребление алкоголя преимущественно в виде крепких напитков (водка, самогон) единовременными большими

дозами («залпом», «единым духом»). Для стран с северным стилем потребления алкоголя (Россия, Ирландия, Норвегия, Дания, в недавнем прошлом - Швеция) свойственна тяжелая алкогольная ситуация, характеризующаяся распространенностью алкоголизма среди населения, высокой заболеваемостью и смертностью, обусловленной алкоголем. Для стран, в которых алкоголизм не является острой медицинской или социальной проблемой (Италия, Франция, Испания и др.), характерен «южный» стиль потребления алкоголя, главным образом, в виде вина и пива.

        История зарождения пьянства в России как массового социального явления — суть истории формирования северного стиля потребления алкоголя.

        Особенности и тенденции алкоголизации подростков в России:

— высокий темп подростковой алкоголизации;

— тенденция к снижению возраста лиц. Употребляющих алкогольные напитки;

— феминизация (все большее количество девочек-подростков начинает употреблять алкогольные напитки);

— возрастающее стремление взрослых дистанцироваться от проблем подростковой алкоголизации, переложить их решение на правоохранительные органы.

        Причины первой пробы алкоголя:

— желание не отставать от компании, быть «как все»;

— любопытство, интерес;

— стремление отключиться от неприятностей; «от нечего делать» и др.

        Это чаще всего внешняя мотивировка, а истинные причины (мотивы) намного глубже:

— невозможность удовлетворить свои важные потребности, желания;

— психотравмирующие ситуации;

— неспособность разрешать жизненные трудности, освобождаться от отрицательных эмоций в конструктивной форме;

— неумение самостоятельно принимать ответственные решения, противостоять негативному воздействию сверстников;

— проявление оппозиции и эмансипации.

        Несовершеннолетний, начинающий употреблять алкоголь, находится в своеобразной социальной ситуации: с одной стороны, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни, связанного с употреблением пива, поиск новых ощущений в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и под- ражания кумирам; с другой стороны — безучастность и некомпетентность сверстников, значимых взрослых, в том числе родителей.

        Детям сложно бороться с употреблением алкоголя самостоятельно, так как они повторяют модель жизни своих родителей (семейные ценности, правила, установки, убеждения, роли, образцы поведения, взаимоотношений).

        Знакомство с алкоголем в семье начинается с семейных застолий, которые практически немыслимы без обилия спиртных напитков. Рано или поздно ребенка угощают каким-либо спиртным. И очень многое зависит даже от того, как понимают в семье само это слово — «спиртное». Огромное количество людей, например, не считает пиво спиртным напитком. Хотя существует пивной алкоголизм, и на пиве вполне можно заработать «белую горячку».

        В некоторых семьях детям безмятежно дают пиво или вино, начиная с плодово- ягодных, домашних, сладких, вроде бы «безобидных». И постепенно приучают ребенка к мысли, что алкоголь — это вкусно. Обычно же ребенка постепенно приучают к алкогольному ритуалу — сначала он чокается стаканом с водой, потом появляется вино и более крепкие напитки. Взрослея, ребенок уже не воспринимает застолье иначе, как в сопровождении алкоголя. Просто не понимает, как это можно пить чай и общаться друг с другом.

        Детский алкоголизм

        Алкоголизм, формирующийся в подростковом и юношеском возрасте (от 13 до 18 лет), обычно называют ранним алкоголизмом. Считается, что в этом возрасте клинические проявления алкоголизма развиваются быстрее, чем у взрослых, а болезнь протекает более злокачественно.

        Анатомо-физиологические особенности организма в период возрастных кризов, пубертатный период являются своеобразной благоприятной почвой, на которой алкоголь может обусловить быстрое развитие болезни. Большое значение имеет степень алкоголизации и формы употребления спиртных напитков, в частности, частота, дозы, концентрация алкоголя, реакция организма на его прием.

        В организме ребенка или подростка алкоголь прежде всего проникает в кровь, печень, мозг. В связи с незрелостью центральной нервной системы, она наиболее уязвима для действия этанола. Результатом такого действия является изменение личности под- ростка, нарушается:

— логическое абстрактное мышление;

— память;

— эмоциональное реагирование.

        При воздействии алкоголя поражаются практически все системы организма подростка. Согласно статистике, 5—7% отравлений у детей приходится на долю алкогольных интоксикаций. Явления опьянения у детей и подростков развиваются быстро и могут завершиться комой. Артериальное давление и температура тела повышаются, уровень глюкозы в крови, количество лейкоцитов падает. Кратковременное возбуждение, вызванное приемом алкоголя, быстро переходит в глубокий интоксикационный сон, нередки судороги, даже летальный исход. Иногда регистрируют психические нарушения с бредом и галлюцинациями.

        Выделяют несколько этапов в развитии алкоголизма в этих возрастных группах.

        На первом, начальном, этапе происходит своеобразная адаптация (привыкание) к алкоголю. Большое значение при этом имеет микросоциальная среда, особенно семья, школа, сверстники. Продолжительность этого периода составляет до 3—6 мес.

        Второй этап характеризуется относительно регулярным приемом спиртных напитков. Растут доза, кратность приема алкоголя. Меняется поведение подростка. Данный период продолжается до 1 года. Считается, что прекращение употребления алкоголя в этот период может дать хороший терапевтический результат.

        На третьем этапе развивается психическая зависимость, которая может длиться в течение нескольких месяцев или лет. Подросток сам является активным пропагандистом приема алкогольных напитков в любое время, в любых количествах и любого качества. Теряется количественный и ситуационный контроль. Появляются многодневные, недельные, иногда постоянные употребления спиртных напитков. Это начальная стадия хронического алкоголизма.

        Четвертый этап определяется как хроническая стадия болезни. Сформирован абстинентный синдром, преимущественно с преобладанием психического компонента. Иногда абстинентный синдром выражен слабо в форме вегетативно-соматических нарушений (головная боль, головокружение, утомляемость, боли в сердце).

        Далее, на пятом этапе, наступает быстрое формирование слабоумия (деменции). Дети, страдающие алкоголизмом, быстро опускаются, становятся асоциальными, грубыми, с частой сменой настроения, сексуально расторможенными, интеллектуально деградированными, с грубыми нарушениями памяти и эмоций.

        Важная задача педагогов и родителей — вовремя заметить симптомы болезни и обратиться за помощью к врачам-наркологам. Существует медицинская помощь анонимного обслуживания.

        Наркомания

        Сегодня, в Употребление алкоголя эпоху гласности, когда не осталось ни одной проблемы, ни одного вопроса, которые не подверглись бы тщательному препарированию в средствах массовой информации, далеко не все имеют четкое представление о проблеме наркомании. А она почти повсюду в мире превратилась в грозную опасность для граждан и государственных институтов. Информация из большинства стран мира свидетельствует, что злоупотребление наркотиками распространилось во всех социальных слоях и возрастных группах и особенно среди молодежи. Дети и подростки в настоящее время приобщаются к наркотикам в более раннем возрасте, чем в недалеком прошлом.

        В последнее время каждый ребенок может получить предложение их попробовать, как раньше табак или алкоголь. Зависимость от наркотиков формируется очень быстро, иногда после нескольких употреблений. Наркомания — это болезнь, распространяющаяся со скоростью эпидемии и уносящая жизни детей с неотвратимостью, присущей СПИДу.

        Педагогам и родителям необходимо сегодня владеть основами информации но этой проблеме, чтобы при первом столкновении с ней не запаниковать и не совершить неправомерных действий, не причинить моральный вред всему детскому коллективу.

        Причины и условия, которые способствуют приобщению подростков к наркотикам:

        1. Глобальные причины:

— Всеобщее падение нравов, низкая духовность и культура у значительной части населения.

— Сформировавшаяся наркотическая субкультура и «мода» на наркотики среди молодежи.

— Сложная социально-экономическая ситуация в стране: экономическая нестабильность, обнищание населения, безработица и др.).

— Относительная доступность наркотиков «па черном рынке» (сравнительно невысокая цена, большое количество наркоторговцев).

— Активная деятельность наркоторговцев и их сообществ, направленная па стимулирование спроса па наркотики.

— Либеральный пограничный режим или его отсутствие (открытость границ).

— Несовершенство антинаркотического законодательства.

        2. Частные причины:

— Недостаточная воспитательная работа среди детей и молодежи, ограниченные возможности у молодежи для культурного досуга.

— Агрессивная пропаганда наркотиков в некоторых СМИ и выступлениях музыкальных коллективов (например, рок-групп) и слабая, бессистемная антинаркотическая контрпропаганда.

— Отмена уголовной и административной ответственности за немедицинское потребление наркотиков.

— Деятельность различных сект, общественных организаций (типа «Радикальной партии»), выступающих за легализацию наркотиков и декриминализацию ответственности за незаконные действия с ними.

— Воспрепятствование со стороны определенных сил принятию нового, более совершенного антинаркотического законодательства.

— Недостаточное финансирование программ, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими.

— Недостаточный контроль за перемещением и нахождением на территории Российской Федерации иностранных граждан, многие из которых занимаются торговлей наркотиками.

— Привыкание к наркотикам людей, принимавших участие в различных вооруженных конфликтах в последние годы.

— Неудачная попытка введения в 1985 году подобия «сухого закона», вследствие чего определенное количество людей переключилось на употребление наркотиков.

        Советы педагогам и родителям:

        Что делать, если вы подозреваете, что ребенок употребляет наркотики:

— не впадайте в панику;

— понаблюдайте за ним внимательно, не демонстрируя чрезмерного волнения и подозрения;

— ни в чем не обвиняйте ребенка, не читайте ему мораль, ли в коем случае не угрожайте и не наказывайте;

— поддержите ребенка, проявив внимание и заботу;

— обратитесь за консультацией к врачу-наркологу, составьте совместный план действий;

— не привлекайте внимания других ребят к этой ситуации;

— имейте в виду, что все медицинские исследования возможны только при соблюдении личных прав ребенка;

— помните, что ваши подозрения могут так ими и остаться и нанести моральную травму ребенку;

— совместно с администрацией школы необходимо предпринять все возможные меры к недопущению влияния этого ребенка на других детей;

— педагогам необходимо поставить в известность родителей;

— не верьте уверениям ребенка, что он сможет справиться с этим без специальной помощи;

— попытайтесь уговорить его обратиться к специалисту (Б любом случае, вес лечебные действия могут осуществляться только дома и с согласия родителей).

        Признаки и симптомы возможного употребления ребенком наркотиков:

Физиологические:

nsportal.ru

«Проще не допустить, чем лечить» – расхожая фраза, которую слышал, пожалуй, каждый, включая запойного алкоголика, наркомана или заядлого курильщика, который ни за что на свете не признает себя зависимым от вредной привычки. Ввиду такого беззаботного отношения больных людей к психоактивным веществам, именно профилактика «вредных привычек» приобретает крайне важное значение.

Препятствия, мешающие искоренить пагубные пристрастия

Очень часто профилактику зависимостей тормозит одна и та же социальная проблема, порождающая новых алкоголиков и курильщиков. Речь идет о доступности сигарет и спиртного для широких масс. Если несознательный и несовершеннолетний любитель выпить или покурить не получит своей “дозы” в магазине, он отправится за ней в ларек возле дома. Увы, сознательность очень многих россиян еще не достигла уровня, при котором получается методично следовать советам врачей-наркологов и добровольно отказаться от пагубных пристрастий. Специалисты медицинского центра “Премиум”, ежедневно наблюдающие последствия наркотически-алкогольно-табачных соблазнов, не перестают заниматься профилактикой курения и запоев, выпуская статьи и пособия для всех тех, кто еще способен перестать курить или пить без медицинской помощи.

Профилактика: чем может помочь общество?

К счастью, многие СМИ сегодня склоняются к пропаганде здорового образа жизни наравне с врачами. Агитируют отказаться от курения, алкоголя и наркотиков звезды политики, шоу-бизнеса и других сфер жизни. К знаменитостям активно подключаются общественные организации, для которых борьба с зависимостями является важной частью повседневной деятельности. Большое внимание уделяется превентивным мерам борьбы с зависимостями в образовательных учреждениях: школьникам и студентам организовывают лекции, консультации психологов, тренинги и другие мероприятия, призванные показать весь вред попадания в зависимость от шприца, бутылки со спиртным и пачки сигарет.

Медицинский центр “Премиум” готов организовать собственные профилактические мероприятия по заявкам руководства учебных заведений, СМИ и других общественных учреждений.

narkopremium.ru

  1. Формирование у детей представления о ценности своего здоровья и необходимости бережного отношения к нему.
  2. Формирование представления об особенностях своего организма, характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием.
  3. Развитие коммуникативных навыков.
  4. Формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих.
  5. Обеспечение эффективности занятий в системе дополнительного образования трудных подростков; привлечение подростков к занятиям в кружках и секциях.
  6. Формирование системы спортивно-оздоровительной работы
  7. Просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждению вредных привычек.
  8. Привлечение к сотрудничеству заинтересованных ведомств.

Принципы профилактической деятельности.

КОМПЛЕКСНОСТЬ - согласованное взаимодействие специалистов различных профессий, (воспитатели, педагоги, психологи, врачи, социальные педагоги и т.д.); а так же нужно формировать представление об абсолютной опасности и недопустимости любых форм одурманивая.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ - дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики с учетом

старшего подросткового возраста (15-16 лет), юношеского возраста (17-18 лет) и  степени вовлечения в наркогенную ситуацию.

АКСИОЛОГИЧНОСТЬ (ценностная ориентация) - этот принцип включает формирование у молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушании, уважения к человеку, государству, окружающей среде и др.

 Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним основных морально-этических барьеров потребления ПАВ.

МНОГОАСПЕКТНОСТЬ - сочетание различных направлении целевой профилактической деятельности. Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются:

социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приему психоактивных веществ

психологический аспект, направленный на формирование стрессоустоичивых личностных установок, позитивно-когнитивных оценок, а также навыков "быть успешным", быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации, включая ситуацию предложения наркотиков;

образовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях злоупотребления ПАВ.

ПРИНЦИП ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ -  целевая подготовка должна осуществляться заблаговременно, до наступления того возрастного этапа, когда приобщение к тому или иному виду одурманивания для подростка  становится реальным.

КОНСТРУКТИВНО-ПОЗИТИВНЫЙ ХАРАКТЕР -  принцип предполагающий не только запрещение тех или иных поведенческих форм, связанных с одурманиванием, но и развитие индивидуальных механизмов, обеспечивающих подростку успешную социальную адаптацию.

ЛЕГИТИМНОСТЬ -  предусматривает необходимую правовую базу профилактической деятельности. К правовой базе относятся все нормативные акты о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой. К правовой базе относятся также права и обязанности подростков и молодежи, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению к ним осуществляются активные профилактические мероприятия.

ПРИНЦИП ЗАПРЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ - полное исключение сведений, способных спровоцировать интерес к наркотикам, спиртному и курению. Информация не должна вызывать поисковой активности желания проверить на собственном опыте достоверность приводимых фактов.

Основная деятельность (слайд №5)

 Программа предусматривает осуществление организационно-методических, научно-исследовательских, информационно-аналитических, образовательно-просветительских и организационно-правовых мероприятий. Мероприятия рассчитаны на определенные области деятельности:

1. Профилактическая работа с родителями:

2. Воспитательно-педагогическая, профилактическая работа с подростками

3. Просветительская работа с педагогами и специалистами УО.

4. Сотрудничество с различными ведомствами и общественными организациями.

Ответственные - заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, педагоги ОБЖ, физической культуры, учителя-предметники, врач, лекторы специалисты по вопросам развития и здорового образа жизни.

Слайд № 6

Формы работы:

  1. просветительская деятельность в колледже (о сущности наркомании и о ее лечимых последствиях; разъяснения уголовного законодательства по вопросам наркомании; встречи с работниками ОДН ,  врачом наркологом):
  2. введение в содержание образовательных программ общеобразовательных предметов (БЖ, физическая культура, биология, обществознания) специализированных знаний, касающихся влияния ПАВ на организм, психику, общественное благополучие человека;
  3. разработка и внедрение обучающих программ-тренингов активной психологической защиты ;
  4. формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости от ПАВ;
  5. разработка и проведение общеколледжных антинаркотических мероприятий.

На этой форме остановимся более подробно. Слайд №

Общеколледжные мероприятия отличаются большим разнообразием. Рассмотрим некоторые их них.

Слайд №

Встречи с работниками правоохранительных органов, как правило, приводят конкретные случаи, связанные с совершением правонарушений в со стоянии наркотического, алкогольного

опьянения, указывают соответствующие статьи УК РФ, говорят об ответственности за нарушение этих статей.

Слайд №

Тематические классные часы с участием специалистов – нарколога, работников правоохранительных органов, сотрудников наркодиспансера, психолога. Мы тесно сотрудничаем с МЦ «Выбор», «Горизонт» Центром «Жизнь». Такие классные часы

организуются с целью повысить информированность подростков о развитии наркозависимости, сформировать негативное отношение к вредным привычкам. Тематика такого разговора может касаться только проблемы наркомании либо может быть увязана с образом жизни и профилактикой заболеваний, непосредственно сопричастных с вредным и привычками (курением, пьянством).

Слайд №

Слайд №

Ценность дискуссионных форм в том, что они эмоциональные (идет спор), убеждающие. Диспут на тему о наркотиках требует участия в нем хорошо осведомленных о наркотизме специалистов наркологов, юристов, представителей правоохранительных органов, родителей детей, погибших от наркомании, или тех, кому удалось помочь своему ребенку выбраться из омута наркомании и т.д., то есть живых людей, не понаслышке знающих об это проблеме. Только тогда можно рассчитывать на успех коллективной дискуссии.

Слайд №

В колледже есть агитбригада   задача которой, агитация за здоровый образ жизни, пропаганда здорового образа жизни,

увеличение знаний у зрителей негативных последствиях наркозависимости (никотин, алкоголь, наркотики) и положительных моментах здорового образа жизни

Лекция - самая любимая среди взрослых и, как показывает практика, наименее эффективная форма воспитательной работы по профилактике наркотизма. Однако ее действенность может значительно возрасти при соблюдении определенных правил. Прежде всего, использовать лекцию как самостоятельную форму целесообразно при работе со старшими подростками.

Поскольку лекция предполагает определенные ролевые диспозиции участников: лектор и аудитория, воспринимающая предоставляемую (готовую) информацию, фактический материал (особенности воздействия одурманивающих веществ на различные системы и органы человеческого организма, специфика развития зависимости, особенности действия различных наркогенных веществ и т.п.). такую форму  у нас используют классные руководители, т.е. библиотекари готовят информацию, подбирают материал к классным часам «Международный день отказа от курения»,  

Как правило перед тем как в гости к нам приходят специалисты МЦ  мы проводим Конкурс рисунков или  плакатов.

Написание рефератов – в эту акцию входит  оценить уровень знаний учащихся о наркозависимости выяснить отношение подростков к наркопотреблению, уточнить пути коррекции знаний и профилактики наркопотребления; создать негативное общественное мнение о наркозависимости, выяснить интересы к

этой проблеме.

По  вашей рекомендации мы приглашаем  профессиональных психологов Слайд №

Слайд №

Для студентов нового набора в сентябре месяце классные руководители проводят анкетирование, где выявляют  вредные привычки. Знакомят с правилами внутреннего распорядка.

В течении всего учебного года  ведется постоянная работа со студентами и их родителями.

nsportal.ru

Школьная комплексная программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения «Мой выбор» | Социальная сеть Pandia.ru

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, Совет ученического коллектива школы, социальный педагог

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- увеличение количества детей, отрицательно относящихся к наркомании, алкоголю, курению

- уменьшение количества учеников, пробовавших курить, употреблять спиртное

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.

Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным.

Есть такая притча. «Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. То стал помогать тем, кто еще удерживался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали на помощь. Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

«Разве тебе безразлична судьба детей» - спросили спасатели.

Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».

Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы табакокурения, алкоголизма и наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры. Заниматься этим должны и занимаются профессионалы.

Задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом – профилактикой.

Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему необходима и воспитательная и образовательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.

Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактикой. Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего общества. Но в первую очередь – это забота семьи и школы.

Тем более что в Октябрьской школе стоит острая проблема «трудных» детей. Именно они более других склонны к курению, к употреблению алкоголя, наркотиков. Детей, которые обучаются в Октябрьской школе можно называть «педагогически запущенные», дети «группы риска», чаще же мы называем их «трудными». В психологической литературе выделяют три существенных признака понятия «трудные» дети.

В. Г.Степанов в книге «Психология трудных школьников» характеризует следующим образом «трудных» детей:

во-первых, «трудные» дети - это дети с отклоняющимся поведением от общепринятой нормы, для их характеристики можно использовать термины:

«деликвентность» - цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от серьёзных криминальных преступлений,

«девиантность» - отклонения от принятых в обществе норм. Примерами девиантного поведения служат нарушения режима и дисциплины в школе, создание конфликтов между учениками или педагогами, учинение драк, прогулы занятий, отказ от учебы, неповиновение старшим, курение, употребление наркотических веществ, а также употребление алкоголя;

во-вторых, «трудные» дети и подростки, поведение которых нелегко исправляется и корригируется, хотя среди этой группы детей есть и те, которые относительно легко поддаются перевоспитанию;

в-третьих, «трудные» дети, которые особенно нуждаются в индивидуальном подходе, внимании родителей, воспитателей, педагогов, участии всех окружающих.

Сложность контингента обучающихся в школе детей подтверждает «Социальный паспорт школы»:

- Ежегодно сменяемость контингента школьников составляет от 30% до 50%. Большинство обучающихся переходят в Октябрьскую школу из-за сложностей в общении с учителями или одноклассниками. Каждые два года контингент обучающихся обновляется полностью. В школе обучаются от 3 до 15 % школьников из многодетных семей, сироты, до 30% обучающихся из неполных семей, до 14% обучающихся из неблагополучных семей.На учете в ИДН состоят от 7 до 15% обучающихся, на внутришкольном учете состоят от10 до 16,6% обучающихся. Количество преступлений, совершаемых обучающихся, составляет от 3 до 8 за календарный год. Отдельные обучающиеся, совершившие правонарушения и преступления, поступают в школу по решению КДН при администрации района.

В целом же детей, обучающихся в Октябрьской школе можно характеризовать, как детей, особо нуждающихся в индивидуальном подходе, внимании родителей, воспитателей, педагогов, участии всех окружающих.

Для того чтобы активизировать работу школы в области профилактики, обобщить имеющийся положительный опыт работы социального педагога, классных руководителей, школы в целом было решено создать комплексную Программу по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения.

Правовая основа Программы

pandia.ru

«Все пороки от безделья»

                        (Народная поговорка.)

      Курить – втягивать в себя дым измельченного  тлеющего табака    как    возбуждающее     средство;   иметь соответствующую привычку. О проблеме курения и его  вреде  сказано  немало.  Однако  беспокойство ученых,  педагогов  и  врачей,  вызванное   распространением  этой  пагубной привычки, растет, так как пока  еще  значительное  число  людей  не  считает курение вредным для здоровья. Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий.  Это настоящая наркомания, и  тем  более  опасная,  что  многие  не  принимают  в серьез.

        Курение является социальной проблемой общества, как  для  его  курящей,так и для некурящей части. Для первой – проблемой является  бросить  курить, для второй –  избежать  влияния  курящего  общества  и  не  «заразиться»  их привычкой,  а  также  –  сохранить  своё  здоровье  от  продуктов   курения, поскольку вещества входящие в  выдыхаемый  курильщиками  дым,  не  на  много безопаснее того, если бы человек сам курил  и  принимал  в  себя  никотин  и многое другое, что входящее в  зажжённую сигарету.  Первые курильщики завезли семена табака из  Южной  Америки  во  времена

Колумба и стали его культивировать .Распространение табака встречало в странах сильное  противодействие.  В Турции курение  табака  рассматривалось  как  нарушение  законов  Корана,  и виноватых сажали на кол.  Персидский  шах  Аббас  приказал  сжечь  торговца,

который завез табак в военный лагерь. Римский папа  Урбан   VII  отлучал  от церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды за  курение  сигар  монахов живыми замуравал в стену.

         В Россию табак, по-видимому, попал   в  конце  XVI  века  и  тоже  был встречен  не  очень  приветливо.  За  курение  полагалось  весьма  серьезное наказание - от палочных ударов и порки кнутом до отрезания  носа  и  ушей  и ссылки в Сибирь. Торговцев табаком ждала смертная казнь.  Но постепенно запреты на курение отменялись в одной за другой странах. С годами к вредной привычке  приобщились  мужчины,  женщины,  молодые  люди, подростки и даже дети. Возникла мода  на  курение:  сигареты,  мол,  придают девушкам  особую  элегантность,   а   юношам   мужественность.   Обязательно

принадлежностью теле - и киногероев стала сигарета.

        Если рассматривать эту проблему в свете отдельной социальной группы, то одной из самых актуальных  будет  эта  проблема  в  среде  учащихся  средней школы.  Поскольку  влияние  сверстников  на  не  сформировавшееся   сознание ученика очень велико, то  причин для беспокойства достаточно  много.  Помимо влияния  окружающих,  есть   личное   стремление   «поспешного   взросления» свойственно  многим  современным  детям.  Влияние  может   исходить   и   от родителей, как дурной пример и просто  от  взрослых,  не  находящих  в  этом ничего  плохого.  Детям  необходимо  большее  внимание,   как   со   стороны родителей, так и со стороны учителей,  которым  надо  больше   наблюдать  за стремлениями  и  наклонностями  учащихся,  -  говорит  о  проблеме   курения учащихся      

      М.  Черняускене  пишет,  что  курение  учащихся,  в   первую   очередь,сказывается на нервной и сердечной - сосудистой системах. В  12-15  лет  они уже  жалуются  на  отдышку  при  физической  нагрузке.     В   результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад  пришел

к убеждению, что даже незначительное курение вызывает  у  детей  малокровие, расстройство пищеварения.

   Курение  отрицательно  влияет  на   успеваемость   школьника.   Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих.Курение школьников замедляет их физическое  и  психическое  развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать  род  занятий по душе, добиться успеха (например, юношам  стать  летчиками,  спортсменами, девушкам - балеринами, певицами и др.).

     Курение и школьник не совместимы. Школьные годы   -  это  годы  роста как физического,  так  и  умственного.  Организму  нужно  много  сил,  чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно,  навыки,  привычки,  усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относиться не только к полезным,  но

и  к  вредным  привычкам.  Чем  раньше  дети,  подростки,   юноши,   девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему,  и  в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.

2. Лекции специалистов и ребят-волонтеров « Поговорим о вреде курения»                                

МАТЕМАТИКИ ПОДСЧИТАЛИ

что каждый из нас выкуривает за год 1,55 кг табака. Если я не курю, то тот, кто рядом, выкуривает 3,1 кг; а если и он не курит, то тот, следующий, выкуривает 4,5 кг, а то и 6 кг табака.Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 мин. Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. За год – это 2,5 млн человек. Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет!Поистине астрономические цифры. Общая масса окурков -2 520 000 тонн.

А ЧТО ГОВОРЯТ БИОЛОГИ?

            Всем известна поговорка “Капля никотина убивает лошадь”.А люди курят, и их не убивает никотин. Доказано, что одной капли никотина хватит, чтобы уничтожить тройку взрослых лошадей, до полутонны каждая.А как же человек? В каждой отдельной сигарете никотина не смертельная доза, но если одновременно выкурить 100 сигарет –смертельный исход неизбежен. Чем же тогда погубна сигарета? В ее химическом составе: аммиак, оксид углерода, канцерогенные углеводороды (рак), радиоактивный элемент полоний 20, табачный деготь, мышьяк, калий. Фильтры не помогают (лишь на 20% задерживаются вещества)

МЕДИКИ СЧИТАЮТ

         Курение чумой с ХХ века. В России курит 40 миллионов человек: 63% мужчин и 15% женщин.Ежедневно количество курящих в России увеличивается на 1,5-2%. Около 40% смертей мужчин от ишемической болезни сердца связаны с курением.Курение разрушает легкие. Злостные курильщики, как правило, при снимке легких имеют затемнения. Что это – туберкулез или рак легких – решать медикам!Курение повышает риск инфаркта, инсульта, заболеваний мозга, язвы желудка, гангрены конечностей, кожа бледнеет или желтеет, быстро стареет.Если ребенок рано начинает курить, то замедляется рост организма.

                               3. О вреде курения и алкоголизма

«Человек часто сам себе злейший враг»

Цицерон.

         К вредным привычкам кроме курения, относиться еще более пагубная - потребление алкоголя. К сожалению. В жизни они очень часто сочетаются друг с другом. Так, среди непьющего населения курильщиков 40%, среди злоупотребляющих алкоголем уже 98%.        Алкоголизм – хроническое заболевание, развивающееся в результате  систематического употребления   спиртных напитков, проявляющееся в  физической  и  психической зависимости  от  алкоголя,  ведущее  к  социальной психологической деградации личности.

     Употребление спиртных напитков подростками необходимо рассматривать как одну из форм  нарушения  поведения. Пьянство «зажигает зеленый свет « злокачественным новообразованиям. Не исключается наличие в алкогольных напитках канцерогенных веществ. Являясь хорошим растворителем, алкоголь помогает их проникновению в организм. У злоупотребляющих алкоголем, особенно в молодом возрасте, риск развития рака полости рта в 10 раз выше, а если они еще и курят, то в 15 раз выше по сравнению с непьющими.

    Как уже говорилось, алкоголь губительно действует на клетки головного мозга ( в том числе и на клетки, регулирующие деятельность половой системы) и на половые центры, расположенные в спинном мозге. Одновременно ослабевает деятельность молочных желез, а в дальнейшем она может и прекратиться. Ученые выявили здоровые половые железа только у половины обследованных ими хронически больных алкоголизмом. Установлено, что у мужчин, злоупотребляющих алкоголем, отмечается ослабление потенции.

    У женщин алкоголь нарушает выработку половых гормонов и созревания яйцеклетки, менструальный цикл.

    Иностранные табачные монополии рекламируют сигареты с меньшим содержанием никотина и смол как «безвредные для организма». По этому поводу Генеральный директор Национального института раковых заболеваний доктор А. Аптон (США) заметил, что нетоксичной сигаретой может считаться та, которая не горит.

    Даже в США, при всем засилии табачной рекламы, десятки миллионов американцев бросили курить. Тоже самое происходит и в Англии, Швеции и Финляндии. Норвегия твердо решила стать некурящей нацией к новому веку.

Во многих странах приняты законы, запрещающие подросткам курить. В нашей стране нельзя курить во Дворцах спорта, бассейнах, спортзалах, учебных и медицинских заведениях, санаториях и курортах, и на транспорте.

        Так почему же все-таки продают сигареты в киосках? Да потому, что к сожалению, категорическим запретам не всегда повлияешь на заядлого курильщика. Всякого рода самоделки, суррогаты куда вреднее, чем табак, приготовленный в фабричных условиях. Просто запретить людям курить, наверное, еще не возможно, а вот убедить бросить курить можно.

        В  клинической  литературе  перечисляются   различные   черты   молодых алкоголиков. В наблюдениях М. Хардиман в качестве характерных черт  личности пациентов  были  отмечены:  возбудимость,   агрессивность,   импульсивность,

депрессивные реакции; сексуальные извращения и др.

      Кратко опишем характерологические черты молодых алкоголиков.

- Лживость больных алкоголизмом хорошо знакома клиницистам и  психологам.

У подростков же она  особенно  непоследовательна  и  эмоциональна.  Наиболее демонстративно  она  выражается  в  стремлении  скрыть  истинные  причины  и размеры пьянства.  Как характерную черту, необходимо отметить  неустойчивость  настроения.

Так, вкрадчивость и  подобострастие  в  ситуациях,  сулящих  выпивку,  резко сменяются  гневными  вспышками  и  агрессивностью,  если  ей   препятствуют.

  -Подростки становятся невнимательными  к  близким,  к  прежним  друзьям, неискренними,  холодными,  замкнутыми  и  недоверчивыми.  

   -Непринужденно  они чувствуют себя только в "своем кругу". Нередко они весьма заботливы  к  себе подобным, например, целыми "делегациями" навещают товарищей, находящихся  на стационарном лечении от алкоголизма. Вообще они легко находят общий язык  со злоупотребляющими  алкоголем  и   быстро   сближаются   с   ними,   формируя своеобразное сообщество.

     Что касается внешних манер  поведения,  то  несовершеннолетним  больным свойственны  –  часто  наигранные  и   компенсаторные   –   бесцеремонность, развязность, бахвальство, которые,  однако,  в  условиях  строгого  контроля легко сменяются подавленностью, беспомощностью и пассивной подчиняемостью.

       Таким образом,  социальное  поведение  учащихся,  подверженных  влиянию алкоголя, принципиально меняется.

4. ПРОБЛЕМА НАРКОМАНИИ

    Наркотик – сильнодействующее вещество, преимущественно растительного происхождения, вызывающее возбудительное  состояние и парализующее центральную нервную систему.

   Наркомания (от греч. narke – оцепенение  и   mania  –  безумие, восторженность)–   в   медицине   болезнь,    характеризующая непреодолимым влечением  к  наркотикам,  приводящим  к  тяжелым нарушениям функций организма; в социологии – вид отклоняющегося поведения.

Что такое наркомания?

  Это общий термин, включающий несколько форм зависимости. Толерантность (переносимость) к наркотику увеличивается по мере того, как организм  привыкает  к  нему.  С  увеличением  толерантности   возрастает количество наркотика,  необходимое  для  оказания  на  организм  прежнего эффекта.

  Зависимость –  это  термин,  используемый  для  описания  состояния,  при котором организм привыкает функционировать  под  воздействием  наркотика. Когда  прием  наркотика   прекращается,   наркоман   испытывает   крайний дискомфорт, именуемый синдромом отмены.

   Психологическая  зависимость,  как  широко  принято   думать,   является потребностью или компульсивным желаниям  продолжать  принимать  наркотик, независимо от того, есть физическая зависимость или  нет.  Однако  весьма рискованно утверждать,  что  какой-то  наркотик  не  вызывает  физической зависимости. Человек  после  долгого  применения  или  при  специфических обстоятельствах может привязаться к  на  вид  не  вызывающему  привыкания наркотику. Например, есть свидетельства того, что небольшое привыкание  к марихуане после регулярного использования по вечерам в течение многих лет приводит  к  хронической  бессоннице  после  отмены  приема.   Психология наркомании еще не понятна, но произошли важные прорывы в понимании  того, как  организм  может  стать   толерантен   к   психоактивным   наркотикам (наркотикам, которые воздействуют на мозг и восприятие).  

                 Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет.  Их  потребляли  люди разных  культур,  в  разных  целях:  во  время  религиозных   обрядов,   для восстановления сил, для изменения сознания, для  снятия  боли  и  неприятных ощущений.

К концу восьмидесятых уже  сформировалось  преступное сообщество наркоторговцев. Оборот наркотиков был  тогда  около  500  тонн  в год. Стоимость    наркотиков падает, а количество наркоманов растет. С  1996 года происходит сдвиг  в  сторону  дорогих  наркотиков,  таких  как  опиум, героин. И наркотики входят в моду...

         5. Косвенные признаки употребления наркотиков и наркотической зависимости.

Можно отличать наркоманов в толпе по внешним признакам. Они не абсолютны, но все же часто помогают. Вообще, наружность употребляющих наркотики не всегда бывает совершенно ужасной. Если Вы будете ориентироваться на внешние признаки, помните, что они не подходят к наркоманам с небольшим стажем:

1. Длинные рукава одежды всегда, независимо от погоды и обстановки.

2. Неестественно узкие или широкие зрачки независимо от освещения.

3. Отрешенный взгляд..

4. Часто - неряшливый вид, сухие волосы, отекшие кисти рук; темные, разрушенные, «обломанные» зубы в виде «пеньков».

5. Осанка чаще сутулая..

7. Неуклюжие и замедленные движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта.

8. Явное стремление избегать встреч с представителями властей.

9. Раздражительность, резкость и непочтительность в ответах на вопросы.

10. После его появления в доме у Вас пропадают вещи или деньги.

11. Следы уколов наркоманы обычно не показывают, но иногда их можно заметить на тыльной стороне кистей, а вообще-то наркоманы со стажем делают себе инъекции куда угодно, и следы нужно искать во всех областях тела, не исключая кожи на голове под волосами. Часто следы уколов выглядят не просто как множественные красные точки, а сливаются в плотные синевато-багровые тяжи по ходу вен.

Предположить употребление наркотиков по косвенным признакам легче людям, которые постоянно встречаются или живут с подозреваемым, и к сожалению, такими людьми чаще всего являются родители.

Косвенные признаки наркотизации могут быть специфичными для отдельных препаратов и общими, характерными для всех наркотиков. Что касается общих для всех наркотиков признаков, то они беспокоят внимательных родителей в первую очередь. Правда, иногда их считают «вполне нормальным для подростка поведением».

Вот они:

> Нарастающая скрытность ребенка (возможно, без ухудшения отношений с родителями). Часто она сопровождается учащением и увеличением времени «гуляний», когда ребенок уходит из дома в то время, которое раньше проводил в семье или за уроками.

> Возможно, ребенок слишком поздно ложится спать и все дольше залеживается в постели с утра.

> Падает интерес к учебе или к привычным увлечениям и хобби, может быть, родители узнают о прогулах школьных занятий.

> Снижается успеваемость.

> Зато увеличиваются финансовые запросы, и молодой человек активно ищет пути их удовлетворения, выпрашивая деньги во все возрастающих количествах (если начинают пропадать деньги из родительских кошельков или ценные вещи из дома - это очень тревожный признак!).

> Появляются новые подозрительные друзья (но вначале молодой человек обычно встречается с весьма приличными на вид наркоманами) или поведение старых приятелей становится подозрительным. Разговоры с ними ведутся шепотом, непонятными фразами или в уединении.

> Настроение ребенка - это очень важный признак - меняется по непонятным причинам, очень быстро и часто не соответствует ситуации: добродушие и вялость в скандале или, наоборот, раздражительность в спокойной ситуации

  ПРОЧТИ И ЗАПОМНИ!

80% людей, употребляющих наркотики, являются наркодилерами, то есть распространителями наркотиков, наркоторговцами. Единственная цель наркодилера – сделать тебя покупателем, покупателем смерти.Поздравь себя. Отказ от пробы наркотика - единственный и самый надежный способ не попасть на смертельный лохотрон, который называется «наркозависимость». 

Приложение:

В рамках месячника профилактики наркомании, табакокурения, алкоголизма проведена выставка рисунков "Спорт - это здоровье"

nsportal.ru

Статьи по теме