Контроль за алкогольной продукцией

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка РФ

Алкогольная продукция, маркированная поддельными федеральными специальными марками, выявленная Росалкогольрегулированием

В связи с участившимися случаями выявления в обороте продукции, маркированной поддельными федеральными специальными марками, Росалкогольрегулирование обращает внимание организаций оптовой и розничной торговли на необходимость регулярной  проверки закупаемой алкогольной продукции на предмет подлинности ФСМ.

Проверка осуществляется через раздел «Личный кабинет» на официальном сайте Росалкогольрегулирования.

Напоминаем, что ответственность за оборот нелегальной алкогольной продукции, маркированной поддельными федеральными специальными марками  или марками с искаженной информацией, предусмотрена п.3 ст. 20 Федерального закона № 171-ФЗ, ст. 171 прим. 1 и ст. 327 прим. 1 УК РФ, ст. 15.12 ч. 2 КоАП.

Опровержение (в виде резолютивной части решения арбитражного суда по иску Общества с ограниченной ответственностью «Флагман» (ИНН 7901535269, ОГРН 1097901001318) о защите деловой репутации юридического лица) (pdf, 0.219Mb)

______________________________________________________________________________________________________________________

fsrar.ru

Контроль за реализацией алкогольной продукции

Этот материал был опубликован в электронном еженедельнике "Правовед". Оформив подписку, Вы сможете получать свежие выпуски по электронной почте в день выхода.Присоединяйтесь!

Опубликовано ср, 12/20/2006 - 05:00 пользователем Татьяна Вакалюк

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВО И ОБОРОТ ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ"

Постановление Правительства Тюменской области от 4 сентября 2006 г. № 199-п

Утвержден Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Мероприятия по контролю проводятся уполномоченным контролирующим органом в сфере государственного регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Тюменской области самостоятельно или совместно с иными контрольными и (или) надзорными органами.

Государственный контроль за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включает в себя:

контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензиями на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемый в порядке, установленном Правительством Тюменской области;

контроль за представлением деклараций о розничной продаже алкогольной продукции, осуществляемый в порядке, установленном Правительством Тюменской области;

контроль за розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции на предмет ее соответствия требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам.

Уполномоченный орган в пределах своих полномочий проводит проверку самостоятельно или совместно с федеральными органами государственной власти, уполномоченными осуществлять контроль за оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции. В случае выявления административного правонарушения уполномоченный орган в пределах своей компетенции составляет протокол об административном правонарушении и направляет его в суд в установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядке.

Порядок осуществления контроля за розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции на предмет ее соответствия требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам

При проведении мероприятий по контролю уполномоченный орган вправе проверять легальность реализуемой алкогольной и спиртосодержащей продукции, товаросопроводительную документацию, а также совместно с федеральными контрольными органами отбирать пробы алкогольной и спиртосодержащей продукции с целью проверки на предмет соответствия требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам.

Отбор проб для проведения лабораторных испытаний на соответствие требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам проводится методом случайного отбора от каждой партии алкогольной продукции в соответствии с требованиями ГОСТа 18321-73, ГОСТа 5363-93 (для водки), ГОСТа Р51135-98 (для ликероводочных изделий), ГОСТа Р51144-98 (для винодельческой продукции).

Под партией алкогольной продукции в целях настоящего Порядка понимается алкогольная продукция, произведенная одной организацией, одного наименования, одного купажа и (или) одной даты розлива, оформленная одним документом о качестве и единовременно поступившая в организацию, осуществляющую розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Отбор проб оформляется протоколом, составленным в соответствии с действующим законодательством и подписанным должностными лицами уполномоченного органа и федерального контрольного органа.

Отобранные пробы пломбируются для исключения несанкционированного доступа к образцам.

Уполномоченный орган организует доставку образцов для испытаний в аккредитованные лаборатории, с которыми у уполномоченного органа заключены соответствующие договоры об оказании услуг. Доступ к отобранным пробам, их транспортировка посторонними лицами воспрещается.

Финансирование расходов на приобретение этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции для взятия проб и проведение испытаний взятых проб осуществляется за счет средств областного бюджета.

В случае выявления не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам и (или) опасной для жизни и здоровья граждан алкогольной или спиртосодержащей продукции составляется протокол об административном правонарушении и направляется в суд в установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядке.

Рубрика: 

pravowed.ru

Алкогольный контроль: ужесточение штрафов и наказаний

Этот материал был опубликован в электронном еженедельнике "Правовед". Оформив подписку, Вы сможете получать свежие выпуски по электронной почте в день выхода.Присоединяйтесь!

Опубликовано пт, 01/10/2016 - 06:00 пользователем Татьяна Вакалюк

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С УСИЛЕНИЕМ УГОЛОВНОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ»

Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 2013 года N 365-ФЗ. Официально опубликован на pravo.gov.ru 23 декабря 2013 года, в «Российской газете» 25 декабря 2013 года, вступил в силу с 3 января 2016 года

Уточнены и дополнены меры уголовного и административного наказания за правонарушения в сфере обращения алкоголя.

Уголовная ответственность

Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции (статья 151 УК РФ) наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет. То же самое преступление, совершенное с применением насилия и угрозой его применения, наказывается лишением свободы на срок от 2 до 6 лет.

(Напомним, что к данной продукции относится и пиво.)

Установлено особое наказание за производство, приобретение, хранения и реализацию немаркированной алкогольной продукции– новые пп.3 и 4 статьи 171.1 УК РФ.

Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, совершенные в крупном размере, -

наказываются штрафом до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

То же деяние, совершенное:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. При этом особо крупный размер = 6 млн рублей.

Административная ответственность

В соответствии с новой редакцией статьи 3.12 КоАП РФ к правонарушениям в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть применено наказание в виде приостановления деятельности.

Многократно ужесточено административное наказание за вовлечение в распитие алкоголя несовершеннолетних:

«Статья 6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ

1. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.18 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей (было предупреждение или штраф от 100 до 300 рублей за пиво, и от 1000 до 15000 за алкоголь, сейчас употребление пива приравнено к употреблению прочего алкоголя).

2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.18 настоящего Кодекса, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, -

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей(было от 1500 до 2000)

Это важно! Существенно переработана базовая для торговли статья 14.16.

Новая редакция:

Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

1. Розничная продажа этилового спирта, в том числе этилового спирта по фармакопейным статьям, спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей(было от 4 до 5 тысяч) с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей(было от 40 до 50 тысяч) с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

2. Оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей (было от 4 до 5 тысяч) с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц –от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей(было от 40 до 50 тысяч) с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2.1. Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (было от 3 до 4 тысяч) с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (было от 30 до 40 тысяч) с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Более четко и соответственно понятиям из закона 171-ФЗ сформулирована и статья 14.17:

«Статья 14.17. Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

1. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

2. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией изготовленной продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

3. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии –

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Примечание. Под грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, при производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части 2 настоящей статьи понимаются:

использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) алкогольной продукции и (или) их хранения, для производства и (или) хранения на том же оборудовании непищевой продукции, за исключением отходов основного производства;

поставка этилового спирта, в том числе денатурата, организации, не имеющей соответствующей лицензии или имеющей лицензию, действие которой приостановлено, либо не имеющей уведомления;

поставка алкогольной и (или) спиртосодержащей пищевой продукции организации, не имеющей соответствующей лицензии или имеющей лицензию, действие которой приостановлено;

производство этилового спирта, технологией производства которого предусматривается получение барды (основного отхода спиртового производства), при отсутствии ее полной переработки и (или) утилизации на очистных сооружениях;

производство этилового спирта, в том числе денатурата, из сырья, не включенного в перечень пищевого и непищевого сырья, используемого для производства этилового спирта, в том числе денатурата, утверждаемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

производство и оборот спиртосодержащей непищевой продукции (за исключением предназначенной для розничной продажи), на этикетке которой не содержится информация об опасности использования для жизни или здоровья граждан этой продукции в пищевых целях;

поставка денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции с содержанием денатурирующих веществ, не соответствующих установленным законом перечню и концентрации денатурирующих веществ или их смесей, либо с нарушением порядка использования денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции;

реализация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции;

осуществление любых технологических процессов и операций по переработке денатурированного этилового спирта или денатурированной спиртосодержащей продукции в целях удаления денатурирующих веществ.»

Уточнено, что оборот алкогольной продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (новый п.4 статьи 15.12), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Невыполнение законных требований должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (новый п.6 статьи 19.4), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до восьми тысяч рублей.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (новый п.22 статьи 19.5), -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шести тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Наказание за употребление алкоголя

Ужесточено федеральное наказание за распитие спиртных напитков.

Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

1. Потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

2. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах –

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Действия, указанные в части 2 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей (ранее – от ста до пятисот рублей) или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.22. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ

Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ –

влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей (ранее от 300 до 500 рублей).

Метки: 

pravowed.ru

Контроль за алкогольной и спиртосодержащей продукцией

На территории Брянской области государственную функцию «Осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции» обеспечивает орган исполнительной власти Брянской области – управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области. Исполнение государственной функции осуществляется во взаимодействии с федеральными и региональными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, общественными и иными организациями.

В целях пресечения нелегального оборота алкогольной продукции и реализации государственной политики по повышению эффективности регулирования алкогольного рынка на территории Брянской области специалистами отдела контроля за оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляются плановые и внеплановые проверки юридических лиц. Выявленными правонарушениями являются: нарушение сроков переоформления действия лицензии при наличии оснований, отсутствие торговых и складских помещений, оформленных в соответствии с требованиями законодательства, осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции в местах, в отношении которых установлены запреты, отсутствие сопроводительных документов на алкогольную продукцию.

При проведении лицензионного контроля  специалисты осуществляют проверку подлинности федеральных специальных марок нанесенных на алкогольную продукцию.

К наиболее часто встречающимся нарушениям относятся:

розничная продажа алкогольной продукции при полном или частичном отсутствии  сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2  Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона;

осуществление розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в городских поселениях,  при отсутствии в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарных торговых объектов и складских помещений общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовой техники;

осуществление розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в сельских поселениях при отсутствии в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарных торговых объектов и складских помещений общей площадью не менее 25 квадратных метров, а также контрольно-кассовой техники, если иное не установлено федеральным законом.

alco32.ru

Общественный контроль за алкогольной продукцией | Центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА»

  • 2013

К Вашему сведению

Уважаемые коллеги, Центр «ЦИФРРА» подготовил ГОДОВОЙ ОТЧЕТ №35 о структурных изменениях алкогольного рынка в России в ЯНВАРЕ – ДЕКАБРЕ 2007- 2016 г.г. По поводу получения материалов обращаться по тел. 8 (903) 729-66-55 или на адрес ALKO-PR@YANDEX.RUВ помощь руководителям и топам компаний – для экономии вашего времени. Центр «ЦИФРРА»предлагает ежедневные (два раза в день: утром и вечером) наиболее полные сборники материалов из СМИ по алкогольной тематике. На сайте материалы ЦИФРРАразмещаются в сокращенном варианте, полную версию статей получают только подписчики. По поводу получения рассылки обращаться по: Тел.: 8 (926) 978-32-388 (903) 729−66−55 E-mail: alko-pr59@yandex.ru Версия для печати27.12.2013

Генеральный директор и сотрудники Некоммерческого партнёрства «Винодельческий Союз» 27 декабря 2013 провели рабочее совещание с сотрудниками Межрегионального общественного движения поддержки здорового образа жизни «ЗА ТРЕЗВУЮ НАЦИЮ» по обсуждению работы сайта сайте «Градус.net» в рамках механизма информационно — коммуникационной системы (ИКС-РАР) «Общественный контроль алкогольного рынка» Открытого правительства.

Были подведены итоги года. Отмечено, что в 2013 году начата большая работа по контролю за качеством и безопасностью алкогольной продукции не только со стороны контролирующих и правоохранительных органов, но также с участием граждан и общественных организаций. Подписано соглашение о совместном сотрудничестве между общественными организациями НП «Винодельческий Союз» и МОД поддержки здорового образа жизни «ЗА ТРЕЗВУЮ НАЦИЮ». В течение года проводились рабочие встречи, обсуждались актуальные вопросы, возникающие при проведении контроля за качеством алкогольной продукции.

Членами НП «Винодельческий Союз» совместно с администрацией Краснодарского края проведено более 60 мероприятий общественного контроля непосредственно с выходом на предприятия розничной торговли алкогольной продукцией. При этом все нарушения, выявленные в ходе данных мероприятий, были размещены на сайте «Градус.net». Модераторы сайта всю информацию о выявленных нарушениях направляли в соответствующие контролирующие и правоохранительные органы. Было отмечено, что, хотя эта работа в текущем году находилась на начальном этапе, но она уже принесла свои положительные результаты.

Отныне каждый гражданин, добросовестный покупатель, общественные организации, выявив нарушения в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, может направить эти сведения на сайт Открытого правительства «Градус.net».

У обеих общественных организаций были и трудности, — и при проведении мероприятий общественного контроля, и при направлении информации в контролирующие структуры. Но данные проблемы в настоящее время решены: отработаны совместные методики проверок, заработал в новом техническом исполнении сайт общественного контроля алкогольного рынка «Градус.net».

Сотрудниками НП «Винодельческий Союз» приобретены и будут использованы в ходе проверок для определения фальсификации федеральных специальных марок (ФСМ) два экспертных комплекса – спектральные видеокомпараторы ДИСТЕХ ВСК. В свое время Межрегиональным движением поддержки здорового образа жизни «ЗА ТРЕЗВУЮ НАЦИЮ» в целях реализации пункта 12 «Дорожной карты» по развитию виноделия в Краснодарском крае также были приобретены и установлены комплексы получения объективных данных о поддельности ФСМ.

Согласно подписанного договора о сотрудничестве была скоординирована деятельность общественных организаций в вопросе контроля за алкогольной продукцией на следующий год.

В своем выступлении генеральный директор НП «Винодельческий Союз» Борис Катрюхин сказал: «Мы в этом году начали большую работу. Наше Партнёрство вместе с

Межрегиональным движением поддержки здорового образа жизни «ЗА ТРЕЗВУЮ НАЦИЮ» начали проведение мероприятий по общественному контролю, и к концу года вышли на определенный уровень. Приобретены приборы по определению подлинности ФСМ и акцизных марок, ведутся новые исследования и среди членов нашего Партнёрства по оперативному определению качества винодельческой продукции. Нас поддерживают Администрация Краснодарского края, Служба Росалкогольрегулирование. В ближайшее время запланировано проведение заседания Экспертного совета при Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, на котором будет рассмотрен вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" о работе общественных организаций по общественному контролю за алкогольной и спиртосодержащей продукцией».

«Мы надеемся, — завершил Б.А.Катрюхин, — что совместными усилиями наших общественных организаций, всех добросовестных участников алкогольного рынка, мы добьёмся того, что в нашей стране будет производиться только качественная алкогольная продукции, а российский потребитель в первую очередь будет видеть на полках качественные вина из нашего, отечественного винограда».

cifrra.info

шампанских вин - 0,4 тыс. дал;

виноматериалов - 23,2 тыс. дал

Раздел IV. Проблемы алкогольного рынка

Несмотря на некоторые положительные подвижки на казахстанском алкогольном рынке, в результате принятых Комитетом мер за последние два года, ситуация продолжает оставаться крайне сложной. Так, в прошлом году, пооценкам Комитета, незаконный оборот в алкогольном секторе экономики составил около 50 млрд.тенге, то есть примерно 350 млн.долл. США. Широкое распространение получили контрабанда, изготовление фальсифицированной алкогольной продукции, использование фальшивых акцизных марок и торговля на рынках и базарах.

Высокая ликвидность, повышенный спрос и быстрая оборачиваемость денежных средств на рынке алкогольной продукции ведут к значительной криминализации этого сектора. В прошлом году, по оперативным данным Комитета по государственному контролю над производством и оборотом алкогольной продукции МГД РК, было официально произведено 19,8 млн. декалитров алкогольной продукции, а реализовано населению свыше 58 млн. декалитров. Таковы масштабы теневой экономики в области алкогольного бизнеса. Вырученные от продажи нелегальной алкогольной продукции средства пошли на укрепление теневого сектора экономики, финансирование организованных преступных сообществ, сращивание коррумпированных чиновников с "теневиками".

Проблемами при решении основного вопроса по легализации алкогольного рынка на сегодняшний день являются:

1) Контрабанда алкогольной продукции, большей частью вина и пива. Данная ситуация вызвана тем, что производство вин в республике осуществляется не в достаточной степени из-за отсутствия сырья, что в свою очередь вызвано сокращением площадей виноградников и при этом отсутствием урожая за последние два года; а отечественное пиво выпускается не в достаточном количестве и пока еще неконкурентоспособно по ценам российскому.

В структуре имеющихся проблем бесконтрольный оборот пива занимает особое место. При принятии Закона РК “О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции” оборот пива был выведен из-под действия данного Закона. В результате на данный момент регулированию подлежит только производство пива, а на нелегальном обороте пива государство недополучает огромные суммы. Так, при потреблении в 28 млн. декалитров пива в год, мы производим порядка 8,3 млн. декалитров и официальный импорт составляет около 0,5 млн. декалитров. Таким образом, из приведенного примера видно, что остальная потребность в пиве покрывается за счет контрабанды и неучтенного производства (19,2 млн.декалитров).

2) Отсутствие должного контроля со стороны местных исполнительных органов за розничной торговлей алкогольной продукции. До сих пор некоторыми акиматами не отлажен механизм выдачи лицензий на розничную торговлю, в связи с чем идет тенденция к снижению объемов реализации легальной алкогольной продукции. Из 22665 объектов розничной торговли в целом по республике, подавших заявления на лицензирование, получили лицензии 8097 организаций, то есть 36%, не говоря уже о том, что более половины организаций розничной торговли вообще не подали заявлений.

По-прежнему продолжается реализация алкогольной продукции на базарах, оптовых рынках, в киосках, в палатках, в ларьках, с рук, лотков, автомашин, а также в иных не установленных местах, что не дает в полной мере выполнять одну из основных задач, утвержденной Правительством “Программы по усилению государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции” по легализации алкогольного рынка.

3) Исполнительными местными органами до сих пор не разработаны Концепции развития розничной торговли, в связи, с чем возникает масса вопросов по соблюдению квалификационных требований, ставится под сомнение целесообразность некоторых норм Закона (пример: Расположение объектов розничной торговли к прилегающим детским учреждениям и организациям образования в радиусе ста метров, уменьшение площадей вспомогательных помещений и т.д.).

4) Не отслеживается исполнение требований постановления Правительства Республики Казахстан за №1592 от 23 октября 1999 года “Об установлении минимальных цен на алкогольную продукцию. При выявлении нарушения и передаче дел в суды налоговыми органами, нарушение данного постановления судами не признается как нарушение правил реализации этилового спирта и алкогольной продукции и соответственно к нарушителям не применяются никакие меры.

5) Из проведенного анализа имеющихся правонарушений в области оборота алкогольной продукции львиная доля приходится на розничную торговлю. Но учитывая, что организации, занимающиеся розничной торговлей, обычно хранят небольшие объемы нелегальной продукции, то многие дела по выявленным правонарушениям либо не доходят до судов (из-за малой их значимости), либо рассмотрение данных дел затягивается, что не дает должного эффекта при контроле над данным видом деятельности.

6) Недостаточность законодательной базы для проведения жестких запретительных мер при осуществлении контроля за соблюдением соответствующих правил и требований.

7) Отсутствие единой информационной базы и четких, скоординированных действий всех заинтересованных структур, также отрицательно сказывается на создании легального рынка алкоголя.

Раздел V. Проведенные мероприятия по борьбе с незаконным оборотом алкогольной продукции

1. Существовавшая до прошлого года нормативная правовая база не позволяла в должной мере осуществлять государственное регулирование и контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. Начиная с 1991 года был принят целый ряд нормативных правовых актов, которые в принципе не имели под собой законодательной основы, вследствие чего, как правило, не достигали желаемого результата. К примеру, без специального закона отсутствовала возможность установления запретов, ограничения в данной сфере, что приводило к двоякому толкования норм, уходу от ответственности, а зачастую просто игнорированию принимаемых актов. К таким примерам можно отнести неудачную попытку запрета реализации алкогольной продукциина оптовых рынках, базарах, коммерческих киосках, оборот подпольной продукции в которых по сей день остаётся высоким и имеет тенденцию к росту. В законодательстве Республике Казахстан отсутствовали однозначные понятия “алкогольной продукции” и ее видов, не было системы идентификации алкогольной продукции. Все это приводило к тому что, хозяйствующие субъекты получая лицензии и регистрируя технические условияпроизводили всяческие суррогаты, лишь отдаленно напоминающие те напитки названия которых они имеют.

Законом даны определения таким понятиям, как алкогольная продукция и ее виды. Произведено разделение алкогольной продукции на крепкоалкогольную и слабоалкогольную, дана четкая классификация по основным видам алкогольной продукции - водкам, ликеро-водочным изделиям, винам, коньякам.

Практически выпал из сферы государственного регулирования такой важный сектор экономики Республики Казахстан как розничная торговля алкогольной продукции. Существовавшие нормативные акты безнадежно устарели и не могли в должной мере регулировать указанные отношения. Кроме того, не был определен орган, наделенный правом выдачи разрешений на розничную реализацию алкогольной продукции, как не было и самого понятия “розничная реализация”.

Другими словами, необходимость принятия специального закона регулирующего алкогольную отрасль, назрела уже давно и была продиктована государственной необходимостью.

Таким образом, 16 июля прошлого года Парламентом был принят Закон Республики Казахстан “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции”, основным разработчиком которого являлся Комитет.

Принятый Закон должен позволить установить эффективный контроль над производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, послужить отправной точкой действенной борьбы с подпольным производством.

2. Существовавшие нормы не охватывали весь спектр отношений, возникающий в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции и установленные за данные правонарушения штрафы являлись для правонарушителей незначительными в сравнении с теми доходами которые они извлекают от данной деятельности. При обнаружении факта нарушения лицензионных норм и правил уполномоченные органы могли лишь наложить незначительный штраф. Данные меры ответственности не останавливали правонарушителей от совершения повторных нарушений. В качестве меры ответственности за данное правонарушение необходимо было установить санкцию в виде конфискации предметов, являющихся объектом правонарушения (алкогольной продукции).

Уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), либо за нарушение условий лицензирования предусматривалась лишь при условии нанесения крупного ущерба гражданину, организации или государству. Практика применения данной нормы вызывала трудность доказательства нанесения крупного ущерба. Лица совершившие преступления и в отношении которых не доказано причинение крупного ущерба оставались безнаказанными.

В этой связи Комитетом был разработан и 16 июля 1999г. принят Парламентом Закон РК “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции”.

3. Комитетом была определена стратегия развития алкогольной отрасли и борьбы с незаконным производством и оборотом на ближайшие два года,

которая в виде Программы была утверждена Правительством 23 сентября 1999 года.

В рамках намеченной стратегии, за прошедший год Комитетом проведены следующие мероприятия по пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции:

в сфере производства:

1) при отсутствии жесткого контроля за объемами производства на предприятиях, отдельные организации осуществляли выпуск неучтенной продукции, разливая ее как правило в ночное время. Для предотвращения производства неучтенных объемов алкогольной продукции. Комитетом проведена работа по установке приборов учета (ППРК от 16.06.98г. №544 “Об обязательном оснащении спиртового производства спиртоизмеряющими аппаратами и технологических линий по производству алкогольной продукции приборами учета объемов производства (кроме пива)”.

В настоящее время все 15 спирт-заводов на 100% оснащены спиртоизмеряющими аппаратами. Работниками Комитета произведена их юстировка и пломбирование. Завершено оснащение контрольными приборами учета технологических линий розлива действующих организаций, осуществляющих производство ликеро-водочных изделий и розлив вин.

Кроме того, сегодня Комитет внедряет автоматизированную систему учета алкогольной продукции. Это позволит обеспечить оперативный съем информации и учет объемов выпускаемой алкогольной продукции с линий розлива товаропроизводителей на центральный сервер Комитета. На сегодня уже с 91 организации республики осуществляется съем информации в режиме реального времени.

В перспективе Комитетом планируется проработать вопрос о возможности внедрения на организациях принципиально новой системы, связанной с установкой на технологических линиях алкогольной продукции плотномеров. В случае решение этой задачи появится возможность, впервые в СНГ, перейти к системе начисления акцизов по фактическому содержанию алкоголя в выпускаемом продукте;

2) как показывает практика, основными нелегалами являются малые производства, в виду того, что они проигрывают в конкурентной борьбе большим производствам. Поэтому, пытаясь удержаться на алкогольном рынке, они вынуждены производить неучтенную продукцию.

С целью “отсечения” подобного рода предприятий, установлены минимальные объемы производства алкогольной продукции 50 тыс.дал в квартал (ППРК от 27.08.99г. №1258 “Об утверждении Правил лицензирования производства этилового спирта и алкогольной продукции, хранения и реализации этилового спирта, хранения и оптовой реализации алкогольной продукции (кроме пива), а таюке розничной торговли алкогольной продукцией (кроме пива)”). Производство минимального объема в квартал обеспечивает минимальную рентабельность нормально действующего предприятия;

3) установлен жесткий контроль за объемами производства и реализацией алкогольной продукции непосредственно на предприятиях. Из числа налоговых работников организованы акцизные посты (приказ МГД от 09.04.99г. №217, зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 июня 1999 года, регистрационный №800), далее, во исполнение приказа Министра государственных доходов от 01.12.99г. №1453 разработан и утвержден графикпроведения обучения инспекторов акцизных постов работниками РГП “КазАлкоЦентр” в соответствии с которым в декабре прошлого года практически во всех областях (за исключением трех: Мангистауской, Атырауской и Кызыл-Ординской) были проведены обучения;

4) для повышения конкурентоспособности выпускаемой в республике продукции, ее ориентирования на экспорт, оценки качества производимой и ввозимой алкогольной продукции и утверждения ее новых видов создана Республиканская дегустационная комиссия (приказ Председателя Комитета от 06.10.99г. №239, зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 ноября 1999 года, регистрационный №961).

В сфере оборота:

1) в целях ведения полного и достоверного учета объемов алкогольной продукции, введено декларирование объемов произведенной и реализованной продукции (приказ Комитета от 30.06.98г. №9);

2) для защиты алкогольной продукции легальных производителей введены марки акцизного сбора нового образца (ППРК от 19.04.99г. №431 “О маркировке отдельных видов подакцизных товаров марками акцизного сбора”). Утверждены Правила маркировки отдельных видов подакцизных товаров марками акцизного сбора (ППРК от 26.08.99г. №1251); разработаны Правила учета, хранения и реализации марок акцизного сбора на алкогольную и табачную продукции отечественного производства (приказ МГД от 01.06.99г. №591, зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 15 июня 1999 года, регистрационный №805); утверждена Инструкция по проведению инвентаризации отечественной алкогольной продукции, промаркированной акцизными марками образца 1997 года (приказ МГД от 01.06.99г. №592, зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 15 июня 1999 года, регистрационный №806);

3) для предотвращения дестабилизации внутреннего рынка утверждены Правила использования, переработки и уничтожения конфискованного, оформленного в таможенном режиме “отказ от товаров в пользу государства”, безхозяйного, безвозмездно переданного в собственность государства этилового — спирта и алкогольной продукции (ППРК от 08.09.99г. №1336);

4) основной целью введения постановления Правительства “Об установлении минимальных цен на алкогольную продукцию” было -определение и установление такой цены, которая служила бы визуальным контролем для потребителей и правоохранительных органов, говорящая о том, что это тот минимум цены продукции, при производстве которой соблюдены как технологические требования, так и нормы налогового законодательства. К тому же минимальная цена дает возможность более конкурентной борьбы легальных производителей с “теневиками”.

5) для обеспечения медицинских учреждений спиртом и при этом недопущения его “утечки” и использования теневыми структурами, разработаны и утверждены Правила квотирования объемов потребления этилового спирта фармацевтическими предприятиями и государственными медицинскими учреждениями (приказ Комитета от 19.07.99г. №190-1, зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 23 августа 1999 года, регистрационный № 873);

6) при транспортировке спирта и алкогольной продукции по территории республики зачастую контролирующие органы задерживали грузы до выяснения законности его происхождения. Продукция легальных производителей и оптовиков задерживалась на постах дорожной полиции, таможенных постах и т.п. на неопределенные сроки. Для беспрепятственной транспортировки и контроля за движением этилового спирта и алкогольной продукции по территории республики, а также в подтверждение легальности ее происхождения введены единые формы транспортных накладных на этиловый спирт и алкогольную продукцию (приказ МГД от 09.08.99г. №204, зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 августа 1999 года, регистрационный №871);

7) учитывая, что сеть розничной торговли является местом сбыта незаконного алкоголя, для разграничения понятий и субъектов “оптовой” и “розничной” торговли Комитетом установлены Правила розничной торговли алкогольной продукции (кроме пива) (приказ МГД от 09.08.99г. №205, зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 августа, регистрационный №872).

В сфере совершенствования налогового законодательства:

1) ежедневное увеличение курса ЕВРО по отношению к тенге несомненно влекло за собой увеличение суммы акцизного налога на выпускаемую легальную продукцию, что в конечном итоге приводило к резкому удорожанию продукции, которая естественно становилась неконкурентоспособной по отношению к нелегальной.

Все расчеты по купле-продаже товаров в республике осуществляются в национальной валюте - тенге, тогда как акцизный налог на производимую алкогольную продукцию, в соответствии с действующим законодательством, был установлен в ЕВРО. Курс тенге подвержен постоянным колебаниям по отношению к курсу ЕВРО и у производителей алкогольной продукции возникали проблемы со сбытом продукции, так как исчисление акцизного налога производилось по курсу ЕВРО на день реализации. Во избежание постоянного увеличения суммы акцизного налога в зависимости от колебаний курсов иностранных валют, установлены фиксированные ставки акцизного налога на алкогольную продукцию в национальной валюте (ППРК от 24.04.99г. № 465 “О внесении изменений и дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 26 июня 1998 года №608”);

2) с целью создания благоприятного налогового климата для производителей алкогольной продукции и предоставления возможности более эффективного использования оборотных средств, увеличен срок уплаты акцизного налога с 3-х до 10-ти дней со дня реализации товара (Закон РК от 16.07.99г. №440-1).

3) в целях более полного сбора акцизного налога, 9 июля прошлого года было подписано Соглашение с основными производителями алкогольной продукции, в соответствии с которым 32 предприятия обязались суммарно уплатить в бюджет 7,2 млрд.тенге из 10 млрд.тенге установленных в виде плана-прогноза. Фактически, данное соглашение исполнено на 81,3% (5,85 млрд.тенге).

3) развиваются взаимоотношения с соответствующими структурами стран СНГ. В настоящее время разработаны и направлены на согласование в Министерство иностранных дел РК проекты соглашений о взаимодействии иобмене информацией с Россией, Кыргызстаном, Украиной, Арменией и Таджикистаном. На ряду с этим, на стадии согласования в заинтересованных министерствах и ведомствах находятся проекты соглашений с Таможенным комитетом. Комитетом налоговой полиции. Агентством по статистике РК.

4) принимается активное участие в работе по подготовке Казахстана ко вступлению во Всемирную торговую организацию. Комитетом подготовлены и направлены в рабочую группу по вопросам ВТО предложения относительно гармонизации ставок акцизов на отечественные и импортные товары.

Раздел VI. Предложения по легализации алкогольного рынка Административные меры

В 2000 году основной упор будет сделан на:

- внедрение программы “Баланс этилового спирта и алкогольной продукции”;

- в целях усиления контроля за соблюдением технологии производства разрабатывается проект обязательной паспортизации производителей этилового спирта и алкогольной продукции, регламентирующей нормы расхода основного сырья, выход спирта и готовой алкогольной продукции, спиртопродуктов и побочных продуктов с учетом технологических особенностей предприятий и используемого сырья;

- внедрение программ контроля за объемами производства в режиме реального времени во всех областных налоговых комитетах и наших региональных управлениях;

- подготовку законодательной базы и внедрение приборов учета на пивоваренных предприятиях и предприятиях, производящих газированные шипучие напитки;

- внедрение плотномеров;

совершенствование механизма хранения, учета и реализации конфискованных этилового спирта и алкогольной продукции;

- внесение изменений и дополнений в различные законодательные акты по усилению государственного контроля над производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, и ответственности за нарушения и преступления в этой сфере;

внесение изменений в законодательные акты по ограничению государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;

- усиление мониторинга розничной торговли и реализацию норм Закона в части запрета торговли на рынках и базарах.

Экономические меры

На слайде №1 мы видим, что уровень объема реализации остается постоянным, хотя уровень объемов производства несколько снизился. Этот фактговорит о том, что четко определилась точка противостояния легального и нелегального бизнеса.

Можно предложить, что наша деятельность, направленная на ужесточение администрирования, дала определенные плоды. Несмотря на повышение акцизов, мы удержали свои позиции. А на рынке производства этилового спирта и водки даже подвинули нелегалов 66% на 34%. С другой стороны, фактически получается, что мы занимаем оборонительную позицию, так как существенно поколебать позиции теневого производства и оборота в целом мы не смогли (40% на 60%).

Конечно, в ужесточении контроля за алкогольным рынком административными методами есть смысл. С другой стороны, было бы наивно надеяться на то, что чисто административные меры станут панацеей от всех бед. В частности, необходимо четко осознать, что самый жесткий чиновничий и полицейский контроль не станет эффективным средством от злоупотреблений в сфере, где прибыль от теневого производства достигает порядка 300 процентов.

Более ощутимый эффект могут дать экономические меры, в основном это касается изменения в налоговом законодательстве, в части налогообложения косвенными налогами.

Принимая, что акцизы должны устанавливаться исходя из оценок таких параметров, как:

  • конкурентоспособность легальной продукции по отношению к нелегальной;
  • конкурентоспособность отечественной относительно импортной продукции;
  • платежеспособность населения;

мы предлагаем рассмотреть следующие мероприятия:

1) введение зачетного механизма акциза со спирта при уплате акциза с готовой алкогольной продукции;

2) введение привязки расчета акциза по той или иной продукции (кроме пива), исходя из содержания в ней 100% спирта;

На данном же этапе в первую очередь провести расширение номенклатуры продукции, по которым устанавливаются определенные ставки акцизов;

3) вернуться к начислению НДС на акциз у производителей, либо внести соответствующие изменения в “Инструкцию об упрощенном режиме налогообложения для физических, занимающихся предпринимательской деятельностью”, утвержденную приказом МГД №535 от 21.05.99г., с целью недопущения индивидуальных предпринимателей в сферу оптовой торговли алкоголем;

4) касательно акцизов на водку и ликероводочную продукцию, то необходимо твердо придерживаться правила: пересматривать ставки не более 2 раз в год с разрывом не менее 6 месяцев с тем, чтобы предприятия могли планировать свою производственную деятельность.

 

sovet.cnt.ru

Статьи по теме