Алкоголизм у детей

Детский алкоголизм

Детский алкоголизм Детский алкоголизм - один из самых ужасающих недугов современного общества. Тенденция к «омоложению» зависимости от спиртного наметилась пару десятилетий назад и сейчас приобретает всё более глобальные масштабы. Сформировавшийся алкоголизм диагностируется современной медициной у детей 10-12 лет и даже 5-6-летних малышей. Детский, как и подростковый алкоголизм требует обязательного и полномасштабного лечения: последствия этого заболевания для развивающегося организма необратимы.

Причины детского алкоголизма

Статистика свидетельствует, что средний возраст употребления алкоголя в странах постсоветского пространства, снизился на 5 лет. То есть, если раньше алкоголь начинали употреблять лишь с 17-18 лет, сейчас это делают в 12-13-летние подростки. Статистика неутешительная и требует принятия серьёзных государственных мер.

На развитие столь удручающего положения повлияла целая совокупность причин. Это и отсутствие морального сдерживающего фактора, исчезнувшего с развалом СССР, в котором алкоголизм искоренялся на государственном уровне, и доступность спиртного, и появление в продаже новых видов алкогольной продукции - в частности, сладких коктейлей. Детский и подростковый алкоголизм - проблема социальная и решать её нужно, изменяя общественные структуры.

Причины детского алкоголизма Но каковы конкретные причины, формирующие алкоголизм у детей? Факторов влияния, считают психологи, может быть несколько:

  • Потребность ребёнка утвердится в своём коллективе за счёт спиртного;
  • Попытка забыться с помощью алкоголя, устраняясь от решения школьных проблем, проблем с друзьями и родителями;
  • Эмоциональные потрясения - неудачи «первой любви», гибель домашнего любимца;
  • Влияние авторитетных друзей, чей пример далеко не всегда позитивен;
  • Негативный пример пьющих родителей;
  • Выпивки «за компанию»;
  • Наличие карманных денег, которые подростки часто тратят не на мороженное и кино, а на дешёвое пиво.

Обычно подростковый алкоголизм, как и детский, развивается в среде сверстников. Детям кажется, что употребляя спиртное, они выглядят более взрослыми и приобретают уважение своих товарищей. Проблема в том, что у детей полностью отсутствует контроль количества потребляемого алкоголя, поэтому они часто получают тяжёлую степень опьянения, даже употребляя слабоалкогольные напитки.

В современном обществе в подростковой среде стало культивироваться пиво - к нему молодёжь привыкает особенно быстро. В наркологии даже стал применяться такой термин, как пивной алкоголизм - разновидность зависимости, характерная как раз для юного возраста.

Самой тяжёлой формой зависимости является врождённый детский алкоголизм - от этого заболевания страдают дети, родители которых злоупотребляли «горячительными» напитками в период зачатия ребёнка и на этапе вынашивания плода.

Такие дети получают алкоголизм в качестве диагноза уже на стадии эмбриона, если беременная мать регулярно употребляет алкоголь. Груднички с диагнозом детский врождённый алкоголизм часто плачут, требуя алкоголя, который является для них естественным стимулятором биохимических процессов. Если губы такого ребёнка смочить раствором водки, он сразу успокаивается.

Последствия детского алкоголизма

Последствия подросткового алкоголизма Очевидно, что детский алкоголизм более опасен и наносят больший вред неокрепшему организму, чем алкоголизм взрослого. Токсичный этиловый спирт и не менее токсичные продукты его метаболизма влияют на процессы развития и формирования организма крайне отрицательно.

Обычно подростки пьют скрытно от взрослых в подъездах и подвалах и делают это быстро (чтобы не застукали) и почти без употребления закуски. В крайнем случае в качестве используются чипсы, орешки или сухарики - не самые полезные продукты.

Уже сам способ употребления алкоголя делает детский и подростковый алкоголизм опасным - отсутствие закуски и вынужденная быстрота употребления напитков приводит к желудочно-кишечным проблемам - ранним гастритам, колитам и даже язвенным поражениям слизистой. В пиве, которое обычно употребляют дети и подростки, к тому же содержится кобальт, также способствующий развитию воспалительных процессов в пищеводе или желудке.

Помимо этого этиловый спирт влияет на:

  • Сердце и сосуды подростка - мышцы сердца вследствие токсичного воздействия алкоголя становятся дряблыми и не могут полноценно качать кровь, что приводит к тахикардии, аритмии, гипертонии;
  • Печень, вызывая её функциональное расстройство;
  • Поджелудочную железу (алкоголизм способствует хроническому воспалению этого органа);
  • Развитие репродуктивной системы (алкоголизм может вызвать бесплодие);
  • Вегетативную и центральную нервные системы.

На последнем пункте следует остановиться подробнее - молодёжный алкоголизм, как свидетельствует медицинская статистика, почти в 100% случаев ведёт к значительному снижению интеллектуальных способностей ребёнка - ухудшению памяти, логического мышления, способности к анализу. Все эти качества закладываются именно в детском и подростковом периодах развития мозга. Страдает также эмоциональная сфера - алкоголизм в юном возрасте делает ребёнка замкнутым и агрессивным.

Лечение

Детский алкоголизм будет успешно излечен, если болезнь будет вовремя выявлена и диагностирована. Важен также правильный подход родителей к наличию подобной проблемы - нельзя действовать агрессивно, но опасно также проявлять нерешительность.

Детский алкоголизм целесообразнее лечить в условиях стационара - домашняя терапия в данном случае не возымеет нужного эффекта. Ребёнка следует полностью оградить от влияния привычных факторов и друзей-собутыльников. Алкоголизм в юном возрасте не лечат с помощью сильных лекарств, поэтому решающее значение имеют психотерапия, щадящее физиолечение и фитотерапия.

opohmele.ru

Детский алкоголизм: причины, лечение и профилактика

Одна из картин нашей современной жизни – компании детей и подростков, сидящих во дворе или в парке и попивающих пиво или слабоалкогольные напитки. Словосочетание «детский алкоголизм» уже довольно часто встречается в диагнозах врачей-наркологов, и проблема пьющих детей – одна из наиболее тревожных для нашего общества. Дети – это будущее нации, а алкоголизм подрывает здоровье подростков и приводит к необратимым изменениям в молодом организме.

Сегодня в средствах массовой информации все чаще поднимается вопрос по поводу борьбы с детским алкоголизмом, и это уже привело к некоторым результатам: среди подростков проводятся разъяснительные беседы, продажа спиртных и слабоалкогольных напитков запрещена лицам, не достигшим совершеннолетия. Однако статистика показывает, что количество пьющих детей пока что не уменьшается. Каковы причины этого явления и как с ним бороться?

Причины детского алкоголизма

Детский алкоголизм не возникает ниоткуда – для его появления необходимо наличие определенных условий.

Семья

Подавляющее большинство детей, больных алкоголизмом, пристрастились к этой пагубной привычке благодаря, как ни странно, своим родным и близким. Традиция отмечать праздники в кругу семьи с обязательным алкоголем на столе, привычка усаживать за стол вместе со взрослыми и детей, которые наблюдают за разгульным весельем старших, формирует в детском сознании соответствующие ассоциации: праздник – это когда есть выпивка. В некоторых семьях родители даже наливают ребенку несколько граммов вина или пива – «пусть привыкает», «от нескольких капель ничего не будет» и тому подобные высказывания также запоминаются подростком в качестве оправдания выпивке.

Не во всех семьях поощряют употребление детьми алкоголя за столом, предлагая им выпить вместе со взрослыми сок или лимонад. Однако детское восприятие работает таким образом, что ребенок остро ощущает это противопоставление миру взрослых, и в дальнейшем он будет стремиться вести себя «как взрослые» - так начинаются посиделки со спиртным в компании друзей. Зачастую родителям бывает довольно сложно объяснить подростку свой запрет на употребление им алкоголя, поскольку ребенок видит, что взрослые периодически проводят время за распитием спиртных напитков. По достижении подростком 18 лет в семье может возникнуть конфликтная ситуация: подросток станет настаивать на том, что он уже взрослый и может покупать себе спиртное.

Улица и друзья

Стремление подражать людям, которые восхищают подростка своей независимостью и личными качествами, может сыграть решающую роль в формировании пагубной привычки. Проводя свободное время в компании друзей и стремясь быть на одном уровне с ними, а в особенности – с лидером компании, подросток может с легкостью принять предложение выпить пива или вина вместе с остальными участниками тусовки. Со временем такие посиделки становятся нормой, а подросток будет стремиться проводить с такими друзьями как можно больше времени, поскольку будет чувствовать себя значимым и взрослым.

Наследственность

Склонность к алкоголизму в детском возрасте может проявиться у детей, которые были зачаты родителями, находящимися в нетрезвом состоянии, либо у тех детей, чьи матери во время беременности злоупотребляли спиртным. У детей, рождавшихся от матерей, употреблявших алкоголь при беременности, спустя некоторое время после появления на свет наблюдался ярко выраженный абстинентный синдром, свидетельствующий об алкогольной зависимости ребенка. У таких детей педиатры отмечают нарушения физического и психического развития, а тяга к спиртному проявляется у них в довольно раннем возрасте – примерно в 10-13 лет.

Влияние алкоголя на детский организм

Спиртное, регулярно попадающее в детский организм, наносит ему огромный ущерб и приводит к необратимым изменениям внутренних органов и центральной нервной системы. Поскольку дети более восприимчивы к действию токсичных веществ, состояние опьянения наступает у них гораздо быстрее, чем у взрослых, что зачастую приводит к тяжелому отравлению алкоголем.

Последствия детского алкоголизма могут быть следующими:

Читайте также

vsegdazdorov.net

Детский алкоголизм. Причины детского алкоголизма

В настоящее время не секрет, что такое явление как детский алкоголизм – довольно распространенное, потому данная статья посвящена родителям во избежание этого бича.

Если раньше до совершеннолетия молодежь не интересовалась выпивкой, то в настоящее время возраст малолетнего ребенка-алкоголика составляет 12-14 лет. Что же является причинами детского алкоголизма?

1. Каждый ребенок пытается самоутверждаться, но у каждого свои методы. Один ребенок будет стараться достигнуть каких-то высот, другой же, напротив, опустится ниже некуда, и находясь в обществе более взрослых людей, пытается повторять за ними их действия и копирует чуть ли не каждый шаг. Вот именно такие действия могут быть связаны с употребление алкоголя, сигарет, наркотиков. Зачастую дети- алкоголики растут в неблагополучных семьях, впитывая поступки взрослых, как губка.

2. Каждый проходит в детском возрасте этапы становления личности (речь идет о так называемом переходном возрасте) в школе, в личной жизни, когда появляются различные проблемы со сверстниками, возникает обида на родителей, связанная с ссорами.

Ребенок находится на перепутье непонимания со стороны близких и родных, либо же детский алкоголизм может спровоцировать потеря кого-то близкого (начиная от домашних животных, заканчивая близкими и родными людьми). Вариантов стрессов может быть масса, но все они могут стать причиной, которая повлечет за собой шаг к употреблению спиртных напитков.

3. Как говориться: "За компанию!" - это реальный повод, который взрослые находят для себя. В детской среде этот принцип также может стать решающим к употреблению спиртных напитков, ведь боязнь упасть в глазах старших ребят заставляет «немножко пригубить», а там дальше все и так ясно, чем дело заканчивается.

4. Немаловажную роль в развитии тяги к алкоголю у ребенка вызывают СМИ и ТВ, поскольку постоянное проведение рекламных акций, уличные бигборды, где пропагандируется пиво и другие алкогольные напитки - все это приводит к тому, что ребенок тянется сам к алкоголю и начинает пробовать «взрослые напитки», а дальше, это входит в систему.

6. Проблема алкоголизма может носить и такую, казалось бы, неправдоподобную причину – ребенок может начать злоупотреблять алкоголем из-за скуки. Ведь, как правило, глупые мысли приходят в голову от безделья.

Какой выход следует искать родителям в случае, если они замечают необычное поведение своего чада и проявление симптомов детского алкоголизма?

Если вы заметили неладное, никогда не ругайте за это ребенка и не давите на него, потому как вы только усилите стресс и нарушите детскую психику;

- необходимо выяснить причину неадекватного поведения у ребенка и попытаться отвлечь его с помощью занятия, которое ему будет интересно;

- причиной детского алкоголизма может стать не только неблагополучная семья, но и успешная обеспеченная семья, когда родители «с головой» ушли в работу и не уделяют ребенку достаточно внимания. Если вы обнаружили такое влечение к спиртному, то нужно сразу же отреагировать на состояние ребенка и сделать все возможное, чтобы помочь ему справится с возникшими проблемами.

Детский алкоголизм имеет свойственные ему характерные черты:

- дети очень быстро адаптируются к спиртным напиткам, поскольку организм еще молод и не сформирован;

- алкоголизм носит злокачественный характер и вызывает в последствии деградацию личности;

- как правило, дети употребляют алкоголь в больших дозах в тайне от родителей;

- алкоголизм среди детей развивается стремительно, поскольку малые дозы не придают должной храбрости и уверенности в себе;

- лечение имеет низкий порог поддаваемости. Если вы заметили, что ваш ребенок употребляет, то необходимо тщательно подготовиться к разговору, показать ему наглядные примеры последствий употребления алкогольных напитков и внятно, но без нравоучений рассказать, как алкоголь влияет на молодой детский организм.

Быть может это звучит жестоко, но зачастую родители часто сами виноваты в случившемся, показывая ребенку дурной пример, выпивая по поводу и без. Помните, что вы – пример для подражания, дети как губки впитывают все ваши вредные и хорошие привычки. Выпивая, вы провоцируете ребенка попробовать тоже пробовать алкогольные напитки. Он хочет быть взрослым, похожим на вас!

Детский алкоголизм остро стоит как проблема во многих странах, потому его необходимо искоренять. Но как и любую другую проблему ее легче предотвратить, чем бороться с ней.

Многие родители, когда сталкиваются с такой неприятной ситуацией, зачастую не могут справиться с ней самостоятельно. В этом случае необходимо обязательно обращаться к специалистам. Ведь вы же не позволите вашему ребенку погубить свою жизнь из-за нерешенной проблемы.

Владея ситуацией, применяя методы по борьбе с детским алкоголизмом, вы всегда можете исправить ситуацию, сложившуюся в вашей семье и помочь тем самым вашему любимому ребенку.

prelestnitsa.ru

Реферат: Детский алкоголизм как форма проявления девиантного поведения у детей - BestReferat.ru

Название: Детский алкоголизм как форма проявления девиантного поведения у детей Тип: реферат Добавлен 01:32:54 16 марта 2011 Похожие работы Просмотров: 3684 Комментариев: 1 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно   Скачать

Реферат

Написала студентка 4-го курса очно/заочного отделения факультета иностранных языков Чернова А.П.

Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова

Москва 2006 г.

Введение

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, алкоголизма, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической, экологической нестабильности общества и неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

На фоне быстрого распространения наркомании в России ослабло внимание к проблеме массовой алкоголизации населения. Между тем, практически по всем параметрам – уровню потребления алкоголя, заболеваемости, смертности, преступности на почве алкогольного опьянения, степени подверженности алкоголизации подростковой и женской части населения, оно достигло уровня, серьёзно подрывающего духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества.

Исследования, проведённые среди подростков-школьников, выявили, что основную роль в приобщении к алкоголю сыграли существующие традиции и обычаи. 57, 7 % мальчиков и 73, 4 % девочек впервые познакомились со спиртными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств. На развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста выявлено также влияние сверстников. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12–16 лет называют: самоутверждение – 56, 9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31, 1 %, снятие психического напряжения – 12 %. Причём, если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5–10 лет, то у ребёнка формирование хронического алкоголизма происходит в 3–4 раза быстрее.

Девиантное поведение у детей

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.). Известный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой).

Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:

а) социально-педагогической запущенностью, когда ребенок, подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;

б) глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т.д.;

в) отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;

д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.

Особую роль и значение в этой цепи причин играет социально-педагогическая безнадзорность детей и подростков, развивающаяся на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих. В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности. Возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объединению, кооперации, самоорганизации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей.

Недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентации, этических норм и эстетических вкусов способствуют выбору подростками негативных, противоправных сфер приложения своей активности, что неизбежно отражается на их поведении, на формировании личности, социального облика. Значительную роль в этом процессе играет отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи детям и подросткам.

Микросреда, в которой вращается современный подросток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье) и в школе. Особенно благоприятную обстановку для появления отклонений в сфере морали и поведения создает городская среда, с ее анонимностью, безличным характером взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твердых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде.

Наблюдающийся кризис системы ценностей, вымывание общепринятых норм и правил поведения привели к тому, что в обществе чрезвычайно большое значение стало придаваться накоплению богатства как символу успеха. Именно в этом направлении ведется формирование, развитие соответствующих потребностей, ценностных ориентации у подрастающего поколения (особенно интенсивно через средства массовой информации).

Потребительская идеология стала основополагающей в процессе либерализации общества. Престиж в нем зависит уже не столько от личных качеств, сколько от обладания теми или иными предметами и ценностями. При этом средствам и способам достижения такого благополучия не придается значения. Таким образом, подросток часто может видеть или слышать, как происходит незаконное и безнаказанное обогащение определенной группы населения за счет другой, некоторые же из них достигают не только материального успеха, но и получают признание окружающих и даже проникают во властные структуры общества, не встречая соответствующего сопротивления. Все это оказывает влияние на формирование жизненных и социальных ориентиров и идеалов подростков.

Вот почему так важно сегодня в школе создавать среду, свободную от условий, деформирующих сознание подростка, порождающих отклоняющееся поведение. Для развития личности подростка школа может предоставить ему возможность общаться с такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя их положительные качества, их позитивный социальный опыт. Включая в свой внутренний мир нормы, ценности и установки любимых и уважаемых людей как свои собственные, подросток из этих элементов подражания формирует свой идеал — внутреннее представление о том, каким он хотел бы стать. Общение с людьми, обладающими высокими нравственными принципами, разделяющими гуманистические ценности и идеалы, поможет изменить отношение подростков к своему поведению.

По мнению опрошенных педагогов, внешними факторами, негативно влияющими на развитие и поведение детей и подростков, которые школа по мере возможности должна корректировать, являются:

I. Процессы, происходящие в обществе:

— отсутствие ясной позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;

— несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;

— безработица (явная и скрытая);

— отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;

— разрушение и кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения (детских и юношеских организаций, семьи, школы);

— пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;

— отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им помощь по итогам диспансеризации;

— недоступность для детей бесплатного качественного дополнительного образования (кружков, секций и др.);

доступность табака, алкоголя, наркотиков.

П. Состояние семьи, ее атмосфера:

— неполная семья;

— материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);

— низкий социально-культурный уровень родителей;

— отсутствие семейных традиций;

— стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);

— отрицание самоценности ребенка;

— удовлетворение потребностей детей (их недостаток и избыток);

— злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков и др.;

— попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.

III. Выявление факторов риска, идущих от организации внутришкольной жизни.

Анализ мнений учителей показывает, что таковыми чаще всего являются:

1. Несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания: плохая материальная обеспеченность школы; отсутствие налаженной, систематической связи школы с семьей учеников и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка, через общественность; нехватка учителей-предметников; частая отмена уроков; неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских организаций в школе.

2. Профессиональная несостоятельность части учителей, выражающаяся в незнании детской, возрастной психологии; авторитарный или попустительский стиль взаимоотношений в системе «ученик — учитель»; необъективный подход к оценке знаний учащихся, навешивание ярлыков; подавление учителями личности ученика (угрозы, оскорбления и др.).

3. Внедрение новых учебных программ, переоценка ценностных ориентиров и, как следствие, непонимание «чему и как учить?».

4. Низкий уровень развития и учебной мотивации детей, поступающих в школу.

Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков требует их психологической иммунизации, т.е. обучения психогигиеническим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Для решения этих задач необходима выработка школьной политики, направленной на создание социально-педагогических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса.

Детский алкоголизм

В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п. Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению психической (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а потом и физической зависимости (когда организм не может функционировать без алкоголя или наркотика). Появление групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) - угрожающий предшественник алкоголизма. Стремление подростка найти повод для выпивки или наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих напитков или наркотиков, уже - ранний признак алкоголизма, а в других случаях зависимости от наркотика.

Существует несколько теорий развития алкоголизма:

моральная модель рассматривает его как контролируемую человеческую слабость: пьющий не бросает пить из-за своей моральной слабости;

медицинская модель считает алкоголизм болезнью;

психологическая модель рассматривает алкоголизм как неудачное средство снятия стрессов и тревожности, сводя его в большей степени к виду отклоняющегося поведения, а не к болезненному физическому состоянию;

генетическая модель сводит алкоголизм к передаваемой по наследству склонностию.

В возникновении ранней алкоголизации первостепенную роль играют патологические установки взрослых, в первую очередь родителей и педагогов. Образ жизни значимых для ребёнка людей формирует в подсознании детей первичную психологическую программу, которая является основой формирования характера и привычек.

Среди факторов риска раннего злоупотребления алкоголем наиболее существенными называются такие, как "конфликтные отношения в семье, аномалии характера, раннее начало девиантного поведения, инфантилизм, невысокий интеллектуальный уровень, плохая успеваемость, отсутствие планов на продолжение образования".

Основные причины, являющиеся стимуляторами употребления алкоголя:

"Двойная мораль"

невозможность удовлетворения потребности в персонализации;

снижение ценности семьи, девальвация значимости родственных отношений.

Социальные условия жизни в современном обществе весьма сложны и противоречивы. Приведённые выше факторы, влияющие на потребление алкоголя, действуют не прямо, а по-разному, преломляясь через психику человека. Объединяет их в единое целое создаваемая ими атмосфера напряжённости, которая влияет на интенсивность и размеры пьянства.

Алкоголизм – индикатор социального благополучия. Исследования, проведённые среди подростков - школьников, выявили, что основную роль в приобщении к алкоголю сыграли существующие традиции и обычаи. 57, 7 % мальчиков и 73, 4 % девочек впервые познакомились со спиртными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств.

Ф. Углов пишет о работах известного учёного Б. И. Исакова, которые показывают, что повреждающее действие алкоголя на генетический аппарат женщин наиболее сильный. Отказ от спиртных напитков в течение 4 лет приводит к восстановлению репродуктивной функции мужчины, восстановления детородных органов женщины не происходит. Повреждение генетического кода (при алкоголизме в нескольких поколениях) приводит к рождению детей с нарушением сознания, которое проявляется в агрессивности, интеллектуальной ослабленности, физических нарушениях, нарушениях поведения. Причём семьи даже "умеренно употребляющие" алкоголь расплачиваются ограниченностью своих детей и внуков.

В проблеме семейного алкоголизма выделяют два направления: первое – более частая приверженность к алкоголю детей хронических алкоголиков; второе – появление детей с умственными и телесными дефектами вследствие алкоголизма родителей.

К основным проблемам, оказывающим негативное влияние на воспитании, относятся конфликты между супругами и ближайшими родственниками; противоречивость педагогических позиций; чрезмерная занятость родителей, влекущая за собой замену неспешного доброжелательного общения с детьми на контролирующую функцию, подавляющую личность и эксплуатирующую её как предмет реализации родительских амбиций; чрезмерная опека, тревожность, недоверие к возможностям и силам ребёнка, которые провоцируют формирование аналогичных параметров в его личности; феномен единственного ребёнка, лишённого возможности переживать свои детские эмоции среди детей; смена жизненных стереотипов, переезд, длительный отрыв от значимых взрослых, круглосуточное пребывание в детских учреждениях; заброшенность детей в силу асоциального образа жизни родителей, либо в силу предпочтения ими собственных проблем, связанных с карьерой, конфликтами, здоровьем, выживанием.

Выявлено влияние сверстников на развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12-16 лет называют: самоутверждение – 56, 9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31, 1 %, снятие психического напряжения – 12 %.

Существует проблема влияния типа акцентуации характера подростка на бытовое пьянство и алкоголизм. Об этой зависимости пишут В. Д. Завьялов, А. Е. Личко и др. В частности, А. Е. Личко отмечает, что злоупотребление спиртным имеет место у 45 % обследованных представителей неустойчивого типа, у 35 % - эпилептоидного, у 28 % - истероидных, у 25 % - гипертимного и гипертимно - неустойчивого типов. Лишь единицы шизоидов предпочитают лёгкое опьянение. А.Е. Личко даёт достаточно подробную характеристику своеобразия способов и форм вхождения подростков с конкретными акцентуациями характера в бытовое пьянство и алкоголизм. Из сказанного следует, что подростков с акцентуациями надо считать группой риска по отношению к пьянству и алкоголизму. За ними необходимо постоянно наблюдать, чтобы быстро выявить начало девиантного поведения.

Профилактическая работа должна содержать три направления:

санологическое (лечение, профилактика, коррекция хронических и острых заболеваний, поддержание здоровых условий жизнедеятельности;

психовалеологическое (формирование здорового образа жизни, активная мотивация на здоровье, диагностика показателей психического и физического здоровья, выявление и устранение "факторов риска", сохранение и увеличение резервов здоровья в связи с различными режимами обучения);

психолого-педагогическое – решающее с использованием санологического и валеологического подходов проблему социальной адаптации подростков, включая показатели успешности обучения, профилактику и коррекцию девиантного.

К основным способам профилактики алкоголизма среди детей младшего подросткового возраста относятся:

превентивное образование родителей в форме лекций, бесед;

формирование нравственной личности учащихся и осознания подростком ценности своего здоровья;

определение феномена психологической готовности к употреблению алкоголя у подростков;

издание специальной литературы для подростков о вреде алкоголя.

При организации профилактической работы необходимо учитывать:

характерные особенности социализации детей и молодёжи в современных условиях;

наличие и функциональную состоятельность институтов социализации, содержание их деятельности;

специфику социума, в котором будет проводиться такая работа.

Социально - педагогическая профилактика в семье включает:

создание благоприятных условий для развития ребёнка и, следовательно, - исключение неблагоприятных (попустительства, гиперопеки, подавления и дискриминации и т. д.);

укрепление самооценки ребёнка и формирование у него осознанного отношения к здоровью;

укрепление его личной способности к преодолению кризисных ситуаций, конфликтов, трудностей;

помощь в организации деятельности и отдыха;

укрепление функций поддержки ребёнка в семье, его защищённости.

Наиболее эффективными формами профилактики алкоголизма представляются следующие:

санитарное просвещение родителей (с приглашением врачей - наркологов или школьного врача);

пропаганда на родительских собраниях здорового образа жизни;

оценка социальной сущности и природы употребления алкоголя в общении с детьми на уроках и классных часах;

ориентация учащихся на трезвый образ жизни как идеал;-

борьба с любым потреблением спиртного.

Дети младшего подросткового возраста испытывают затруднения в общении со сверстниками. Они отмечают, что друзья не понимают их внутреннего мира, у них нет общих интересов. Иногда дети ни к кому не могут обратиться за помощью в трудную минуту. Некоторые считают, что учителя несправедливо ставят им оценки, ругают за плохое поведение. Таким образом, дети нуждаются в доверительных беседах с родителями, товарищами, учителями.

Одним из ярко выраженных факторов риска в возникновении алкогольной зависимости является неадекватная самооценка детей младшего подросткового возраста, обычно она занижена: 29, 63 % учащихся имеют заниженную самооценку, 55, 56 % - адекватную, 14, 81 % - завышенную.

Вывод:

родители недооценивают опасность развития алкоголизма, в качестве самой распространённой причины отмечают социально-бытовые условия и считают, что его можно эффективно профилактировать с помощью СМИ;

дети младшего школьного возраста нуждаются в формировании адекватной самооценки.

Разработаны рекомендации:

Необходимо проводить профилактическую работу среди детей младшего подросткового возраста в школе.

После выявления детей, относящихся к "группе риска" (развития алкоголизма), проводить индивидуальную профилактическую работу.

Необходимо разработать комплексную программу, целью которой будет оздоровление населения города, в рамках общероссийской программы "Здоровье города, здоровье сообщества".

При выборе конкретной антиалкогольной программы необходимо учитывать возраст, пол, культурное развитие и социально-экономический статус подростка.

Использовать технологии, обращённые к личности подростка, группам сверстников.

Социальным педагогам обучать учителей ведению профилактической работы.

Проводить воспитательную работу среди населения, направленную на повышение его культурного уровня, нравственного сознания и формирование антиалкогольного мнения.

Формировать установку на трезвость у подрастающего поколения.

Противоалкогольное обучение в школе необходимо начинать с первого класса, так как именно в этом возрасте целесообразно вырабатывать установки в отношении алкоголя.

Заключение

Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребёнка, воспитать личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма. Библиотекам желательно целенаправленно проводить мероприятия, посвященные проблемам борьбы с пороками, распространёнными в молодёжной среде. Определяя практические задачи духовно-нравственного воспитания, следует ориентироваться на те аспекты этой сферы, которые выделяет обслуживаемое библиотекой образовательное учреждение. При планировании работы предпочтение стоит отдавать формам и методам, помогающим ученикам самим формировать духовно-нравственные установки, собственные оценки и убеждения.

В системе образования всё чаще начинают рассматривать как особый современный инструмент духовно-нравственного воспитания новые информационные технологии. Они позволяют не просто отыскать материалы по теме и изучить их, но на их базе создавать свои творческие продукты:

– текстовые (рефераты, обзоры, сочинения, доклады и сообщения, творческие работы), визуальные (таблицы, в т.ч. синхронные, рисунки-картины, коллажи с использованием фото и изоматериалов),

– аудитивные (записи своих выступлений, сообщений и докладов, декламации и пения, музыкально-поэтические композиции и др.),

– мультимедийные (видеофильмы, мультфильмы, игровые программы).

Вместе с тем, нам надо помнить, что сегодня посредством как традиционных, так и новых носителей информации, в том числе и попадающих и в фонды библиотек, ведётся сознательное распространение чуждой нам субкультуры (культуры наркозависимых, криминальной и гей-культуры и пр.). Так, например, через Интернет можно получить самую разную информацию, в том числе и угрожающую нравственному и физическому здоровью людей.

Список литературы

«Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-методич. Пособие» под редакцией М.И. Рожкова.

Алмазов Б.Н. «Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних».

Захаров А.И. «Отклонения в поведении ребенка».

Невский И.А. «Учителю о детях с отклонениями в поведении».

http://schoollibrary.ioso.ru/

BestReferat.ru

Статьи по теме