О русском пьянстве лени дорогах и дураках

Bookmate Reader

Unfortunately Bookmate is not compatible with your browser
Please download an up-to-date version of a web browser and come backBookmate does not work in private modeIn order to start reading, please turn off privacy browsingBook unavailableBookmate

is a social reading service that stores all your books in the cloud and syncs them across any internet enabled devices helping you to discover new books and interact with authors and like-minded readers around the world. Install Bookmate for IOS, Android

or Windows PhoneNo internet connection

bookmate.com

О русском пьянстве, лени, дорогах и дураках-Владимир Мединский Страница 8 - Читать онлайн.

О русском пьянстве, лени, дорогах и дураках В силу его религиозного или ритуального использования еще с начала I тысячелетия вино стало одним из существенных элементов западной цивилизации.

      А вот у славян-язычников нет бога вина, бога пива или бога медовухи. Никто из славянского пантеона: Даждьбог, Перун, Ярила и прочие, никто не может похвастаться такой удивительной специализацией.

      Опасность вина

      На его месте должен был быть я...

      Напьешься будешь!

Из фильма Бриллиантовая рука

      В былинах повествуется о веселых пирах при дворе Владимира Красное Солнышко. Но нет в них описания напившихся, валяющихся на земле, теряющих человеческий облик гостей. Во всех западных эпосах они есть: и в Старшей Эдде, и в Младшей Эдде, и в Песне о Нибелунгах. А в былинах нет!

      Вообще единственный случай упоминания пьяниц и пьянства на Древней Руси это история про Садко и голь перекатную. Но, во-первых, это эпос Новгорода самого европейского города Руси, члена Ганзы. Во-вторых, бесконечные приключения Садко содержат только один пьяный эпизод. Остальные примеры гульбы не пьянка, а скорее безудержное, разудалое веселье, такое, как пляски морского царя под гусли Садко.

      Обратим внимание еще вот на какую примечательную и важную деталь: в русском законодательстве нет никаких ограничений пьянства и не предусмотрены наказания для пьяниц. Ни в Поучениях Мономаха, ни в святоотеческой религиозной литературе, ни в других книгах Древней Руси нет осуждения этого порока, рассказов для детей о его вреде. Нигде нет упоминаний о пагубных последствиях пьянства.

      Причин у этого явления может быть две; или тотально-запойный характер общества, т. е. пьянство норма жизни, но мы уже знаем, что пили мало, или пьянство и его последствия не представляли собой общественной проблемы. Видимо, верно именно второе предположение.

      Там же, где производили вино и сложились традиции винопития, приходилось обращать внимание на отрицательное влияние алкоголя на здоровье и характер человека.

      В странах с развитой винодельческой культурой издавна обсуждались вопросы, передается ли алкоголизм по наследству и как влияет пьянство родителей на физическое и психическое состояние детей. Эта проблема, к слову, стояла еще у мифологических героев. Из римской мифологии известно, что от пьяного Юпитера и его супруги Юноны родился хромой Вулкан. Это своего рода предупреждение пьющим вот что может произойти! В славянской мифологии ничего подобного нет даже отдаленно.

      В государствах, где были распространены пьянство и запои, появлялись различные правила и ограничения. Известна общая суровость ранних римских нравов. Но и на их фоне законы о винопитии очень строги. По законам Ромула мужчинам до 35 лет вообще запрещалось употреблять вино, не разрешалось пить вино женщинам. Если римлянка допускала до себя пьяного мужа, ее закапывали живой (!).

      В Древней Греции был издан закон, запрещающий новобрачным употреблять вино в день брака. В Карфагене запрещалось пить вино в те дни, когда исполнялись супружеские обязанности.

      В Древнем Китае только в 60 лет человек получал три привилегии: отпустить бороду, ходить с палочкой и пить вино.

      В Древней Индии, если уличали в пьянстве представителя высшей касты брамина, то заставляли пить из раскаленного металлического сосуда кипящую жидкость до тех пор, пока он не погибал. Жены браминов, нарушившие обет воздержания от алкоголя, изгонялись из дома, души их присуждались к переселению в собаку или стервятника, а на лбу у них каленым железом выжигали изображение бутылки.

      В Средневековье Абу Али Ибн-Сина (ок. 980-1037 гг.), великий философ и врач, общественный деятель Средней Азии, поэт и литературовед, в поэме о медицине Урджуза писал об употреблении вина:

      Ты тешь вино, в нем не ищи забвенья,

      Не доводи себя до опьяненья,

      Коль своему здоровью ты не враг,

      Нельзя пить каждый день и натощак.

      Довольствуйся лишь малым. Пей набид -

      Вино из фиников не повредит.

      ...

      Ешь с ним айву, а летнею порой

      Вино разбавь водою ледяной.

mreadz.com

О русском пьянстве, лени, дорогах и дураках-Владимир Мединский Страница 27 - Читать онлайн.

О русском пьянстве, лени, дорогах и дураках

      Только в XX веке на Западе возникло движение, близкое к отечественному трезвенническому по масштабам: в США в 1935 году появилась первая группа Анонимных алкоголиков. Организаторы группы бывшие пьяницы биржевой маклер и хирург-проктолог. Именно они в том же штате Огайо организовали первую группу Анонимных алкоголиков (АА). Сейчас в мире насчитывается около 3 миллионов членов АА, работают группы в 150 странах.

      Но и это движение несколько иное по составу. Это движение тех, кто уже побывал в аду алкоголизма, вырвался оттуда и объединился с товарищами по несчастью, чтобы опять туда же не попасть.

      А в России становились трезвенниками и пьющие, и те, кто вообще никогда не пил. Кто не хотел и начинать это сомнительное мероприятие.

      1913 год и дальше

      Водка враг, сберкасса друг.

Реальный рекламный плакат

      Развитие страны к началу XX века набирает колоссальные обороты, новый золотой век становится скорым и предсказуемым. Про российский золотой рубль мы узнали еще в школе. Как, впрочем, и про столыпинские реформы, активный экспорт зерна и все другие экономические достижения, зафиксированные на 1913 год.

      Потрясающи достижения этого периода, мы еще вспомним о них не раз. Взять хотя бы построение Транссибирской магистрали как государственно-частного предприятия и введение в активный хозяйственный оборот богатейших земель Сибири.

      Ну и как можно охарактеризовать народ? Постоянно пьющие, тупые бездельники? Или предприимчивые, трудолюбивые, доброжелательные, совестливые люди? Может, разве излишне доверчивые.

      Свобода и неотделимые от нее самостоятельность, чувство ответственности и самоуважения еще не стали естественным и единственно возможным состоянием человека. Старики и старушки в 1913 году еще прекрасно помнили свое босоногое крепостное детство. Еще бы лет 50-70 активного созидательного труда! Увы увы...

      Ах этот удивительный 1913 год!

      Во второй половине XX века в стране победившего социализма поколения школьников изучали на уроках: ...В СССР произведено зерна... по сравнению с 1913 годом, выращено свиней... по сравнению с 1913 годом, чугуна... стали... и так по всем жизненно важным для страны показателям. Даже тотальная, многолетняя коммунистическая пропаганда не смогла полностью оболгать удивительных, объективных достижений дореволюционной России.

      В. Перов Сельский крестный ход на Пасху. 1861 г. Увы, только так зачастую и представлялась поверхностному наблюдателю русская сельская жизнь

      Однако продолжим исследование наших национальных родимых пятен.

      Следующая алкогольная монополия, назовем ее эпизод IV, была введена в 1914 году в начале Первой мировой войны. Был введен запрет на производство спиртных напитков крепостью выше 16 градусов.

      Заметьте запрет! Совершенно оправданная нравственная мера. Страна в едином (тогда еще) порыве вступает в страшный и кровавый период своей истории. Некоторый аскетизм в общественной жизни более чем уместен. Выпивали в окопах? Дай-то бог! Теряли человеческий облик по тылам? Ни в коем случае. Это впоследствии, благодаря социалистическому кинематографу, сложился образ циничных буржуев-мироедов, которые под скорбные вести с фронтов шли в ресторан, к девочкам, в нумера. И давай там свинячить! В предчувствии, так сказать, скорого и неотвратимого конца.

      Благодаря этому самому кинематографу много исторических искажений стали восприниматься как реальные события прошлого. Не зря товарищ Ленин считал кино важнейшим из искусств.

      И цирк, привычно добавит доверчивый пользователь интернета. Но Ленин ничего про цирк своему соратнику не говорил! Как и о Пока народ безграмотен. Гуляющая по просторам Сети цитата Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк, чья-то в меру дурацкая шутка, породившая современный высокотехнологичный миф. Если не лень, можно заглянуть сюда: Ленин В. И. ПСС. Т. 44.

      Приход к власти большевиков многое поставил с ног на голову. Но заметим, доставшийся от старой России сухой закон они не отменили. Этот сухой закон явочным порядком отменяли в деревнях в годы войны в редкой деревне не гнали самогон. Гнали и в Гражданскую войну, и в нэп.

      Но власть-то с самогоноварением боролась! И боролась всерьез, не делала вид, а честно пыталась искоренить бедствие. Не получилось, но ведь стать сухими не получилось и в США. У Ильфа и Петрова есть прекрасное комедийное описание того, как Остап Бендер продает американцам схему замечательного самогонного аппарата: он так компактен, что умещается в тумбочке письменного стола, и так эффективен, что дает в сутки до ведра ароматного первача.

      Действительность была не так весела: на незаконном обороте спиртного поднялась целая нелегальная финансовая империя основа уже складывавшейся в США мафии. Об этом вполне откровенно пишет Марио Пьюзо в Крестном отце.

      В СССР же, хотя сухой закон не удался, мафии как-то не возникло.

mreadz.com

О русском пьянстве, лени, дорогах и дураках-Владимир Мединский fb2. Библиотека электронных книг. Различные форматы pdf, txt, fb2, doc, epub, mobi скачать бесплатно без СМС, без регистрации на ipad, iphone, android. Чтение онлайн книг

Список тэгов:Владимир Мединский   Ростиславович   nonf_publicism   русском   пьянстве   лени   дорогах   дураках   Олма   Медиа   Групп   2010   Аннотация:

Люди склонны думать о себе хорошо. Обычно даже лучше, чем они есть на самом деле. Это относится и к целым народам, всегда старающимся сформировать о себе самое положительное мнение. Но только не к русским, с удивительным мазохизмом культивирующим о себе самые негативные стереотипы, причем со ссылкой на классиков: все, мол, "пьют", "воруют" (Карамзин), "ленивы и нелюбопытны" (Пушкин), хотят, чтобы у них, Емель, все было "по щучьему веленью"...

Так правда ли это все или мифы? Откуда это пошло? Сами про себя придумали или подсказал кто? Есть ли у этих утверждений историческая основа и какая? А как с теми же проблемами обстоит дело в "цивилизованных" Европе и Америке? И главное - в чем опасность такого поразительного самоуничижения для современного духа нации, для нашей сегодняшней жизни?

Давайте окунемся в нашу историю и постараемся разобрать самые живучие, самые яркие и самые нелепые мифы о России.

Поделиться в соц сетяхРекламаСсылки для скачивания:

fb2gratis.com

О русском пьянстве, лени, дорогах и дураках-Владимир Мединский Страница 12 - Читать онлайн.

О русском пьянстве, лени, дорогах и дураках на Руси хлестали водку с куда более древних времен... В одной новгородской берестяной грамоте, датированной XIII веком, доверенный человек боярина отправляется в его вотчины с инспекционной поездкой. Среди всего прочего, он пишет своему господину: Аже водя по 3 рубля прода.

      О чем речь? Скорее всего, о хорошем колодце с вкусной родниковой водой. Или о том, что жители вотчин боярина должны были платить за пользование некими чужими водами (не только чтобы пить воду, но и рыбу ловить, например, или на лодках плавать).

      Но это короткое сообщение блоггеры трактуют по-своему, в алкогольном направлении. Словом водя, по мнению иных любителей национального напитка, могла называться только... водка. Вот опираясь на какую аргументацию, делаются выводы, и очень далеко идущие, о генетической, тысячелетней предрасположенности русских к пьянству.

      Наконец, что же решил Международный арбитражный суд в Гааге в 1982 году? Только одно он оставил иск поляков без удовлетворения. То есть счел, что Польша не доказала свое исключительное право монопольно обладать брендом водка. Могу себе представить аргументы поляков, если даже выводы, сделанные Вильямом Похлебкиным, они не смогли опровергнуть! Международный арбитражный суд закрепил за СССР право-продажи водки за рубежом как русского оригинального напитка и исключительное право на ее рекламу под слоганом Only Vodka from Russia is Genuine Russian Vodka.

      Итак. Наезды поляков на нашу водку были признаны неосновательными, но и пользоваться брендом им тоже никто не запретил. Впрочем, СССР не подавал встречный иск, требуя отнять бренд WODKA у наших братьев по Варшавскому Договору. Благородные мы... Brothers in arms... Три поляка, грузин и собака так, кажется, назывался в народе шедший в те годы на нашем ТВ сверхпопулярный сериал?

      Четыре танкиста и собака, кто забыл. Забавно, кстати, фамилия киногероя красавца-грузина в экипаже польской Т-34-ки... Саакашвили.

      Но самое, самое главное... Допустим, и правда доказал бы В. В. Похлебкин, что водку якобы изобрели на Руси... И что? Что это доказывало бы? Да совершенно ничего! Ни один мой аргумент это не ставит под сомнение. Ни одно из положений книги не пришлось бы изменить.

      Ни того, что в целом крепкие напитки изобретены не на Руси.

      Ни того, что массово использовать эти крепкие напитки начали у нас позже, чем в Европе.

      Ни того, что на Руси ВСЕГДА раньше, до второй половины XX века, пили не БОЛЬШЕ, а МЕНЬШЕ, чем в других странах. В XVIII веке по количеству потребляемого алкоголя лидировали англичане. Потом, в XIX веке, лидерами стали немцы. В начале XX века желтая майка лидера по потреблению алкоголя перешла к Франции. Россия в 1913 году была на 18 (!) месте в мире (это где велся учет, считай в Европе плюс США) по количеству потребленного чистого алкоголя почти в 7 раз уступая прекрасной Франции. Притом отмечу, государств тогда в Европе было куда меньше, чем сейчас. Так что 18 место это где-то в самом конце, примерно предпоследнее.

      Потом пальма первенства сместилась в Северную Европу и обратно в Англию, от которой мы отстаем в потреблении алкоголя даже сейчас, после неуклонного нарастания пьянства в СССР начиная с 1945-го.

      И даже сегодня, после алкогольной катастрофы, обрушившейся на нашу многострадальную саморазвалившуюся страну в 90-е годы и не отпускающей нас из своих смертельных объятий по сей день, мы все равно не самые пьющие в мире.

      Так что даже тем, кто верит, будто мы изобрели водку, придется признать все равно большую часть нашей истории мы использовали свое изобретение слабо. Бог даст, наконец заработают в нас настоящие русские гены не гены склонности к выпивке и тунеядству, а истинные: староросского мужества и северной неприхотливости, мужицкой упертости и лихой предприимчивости, и тогда ничего, выкарабкаемся.

      Победим и алкогольную болезнь. Переборем себя. Не впервой.

      Немного о Менделееве изобретателе водки

      Еще одно измышление В. В. Похлебкина, с радостью подхваченное PR-специалистами всех водочных компаний России: Менделеев изобретатель настоящей, правильной, истинно русской 40-градусной водки.

      Якобы раньше на Руси пили всякую дрянь, и только Дмитрий Иванович, как истинно гениальный ученый-химик, смог вывести правильную формулу и разработать оптимальное соотношение воды и спирта в этом замечательном напитке. До него якобы смешивали воду и спирт по объему, а надо-то по весу! Менделеев показал, как надо, и в результате после него и появилась на радость и утеху русскому человеку классическая русская водка в 40 градусов.

      Сразу отмечу, что в этом месте уважаемый Похлебкин и иные квасные, пардон, водочные патриоты вступают в противоречие с самими собой: ибо одновременно же они пылко доказывают, что изобрели водку у нас еще в самые старомосковские времена, а довели до привычного стандарта монахи Чудова монастыря в середине XV века.

      Попробуем разобраться. Вообще, весьма странно взывать к авторитету Менделеева в уточнении градусности большинства водок. Дело в том, что во всех регионах мира крепкие напитки почему-то приведены к единому стандарту: 40-45% содержания

24

И это еще что!!! В интернете доказывают, что славяне смастерили самогонные аппараты еще несколько тысяч лет назад (невежественный автор текста даже не знает, что славян несколько тысяч лет назад еще не было).

Что еще за самогонные аппараты? Могли быть разные...

Вот, например: в глиняный сосуд, на треть заполненный суслом, можно опускать камни, раскаленные на костре, и так доводить сусло до нужной температуры. Корчагу можно накрывать овечьей шкурой. Испаряющийся спирт будет конденсироваться на овечьей шерсти, шкуру надо будет выжимать, сливая готовый первач в отдельный сосуд.

Доказательства, что нечто подобное делалось? Никаких. Просто современный человек со своеобразным устройством ума придумал, как ему заняться самогоноварением, используя известные из археологии предметы материальной культуры. Только и всего. Такие тексты, мне кажется, Доказывают только оДно: распад личности автора, который даже в археологии не видит ничего, кроме выпивки. - (Прим. науч. ред.)

mreadz.com

О русском пьянстве, лени, дорогах и дураках-Владимир Мединский Страница 2 - Читать онлайн.

О русском пьянстве, лени, дорогах и дураках о России, значения не имеют.

      Иван Солоневич пишет в Народной монархии про германскую экспертизу про то, как немцы оценивали своего противника, СССР, перед войной: Основной фон всей иностранной информации о России дала русская литература: вот вам, пожалуйста. Обломовы и Маниловы, лишние люди, бедные люди, идиоты и босяки... На этом общем фоне расписывала свои отдельные узоры и эмиграция: раньше довоенная революционная, потом послевоенная контрреволюционная. Врали обе. Довоенная (имеется в виду, конечно, Первая мировая война. В. М.) болтала об азиатском деспотизме, воспитавшем рабские пороки народа, послевоенная о народной азиатчине, разорившей дворянские гнезда, единственные очаги европейской культуры на безбрежности печенежских пустынь... Таким образом, в представлении иностранцев о России создалась довольно стройная картина... В частности, для немцев Россия колосс на глиняных ногах. По Солоневичу, Гитлер сделал ту же ошибку, что и Наполеон. Тоже думал, что русские терпеть не могут свое государство и своих правителей, и стоит их от этой ненавистной власти освободить, как колосс Империи падет.

      Сталин при всем своем тираническом и преступном складе характера оказался мудрее. Он вовремя понял, что под одним знаменем коммунистической идеи победить в Мировой войне невозможно, и извлек из большевистского забытая и Александра Невского, и Петра Первого, и полулегальную Русскую Православную церковь. Страна ощутила под ногами почву, родную землю, фундамент нашей героической истории.

      Ошибочность своей Германской экспертизы вермахт ощутил уже в первые дни войны, под Брестом. Брестская крепость вообще-то бралась штурмом дважды. Поляки в 1939 году ведь тоже не капитулировали. Они защищались и продержались в ней 2 дня. Советский гарнизон без комиссаров, заградотрядов, без воды и без надежды, на одном русском мужичьем упорстве против стократного превосходства немцев 2 месяца.

      Мы не имеем права думать о себе плохо. Мы не имеем права думать плохо о нашем народе. Это основа основ. Не говор пьяных мужиков с их пляской, топаньем и свистом остался в истории, а величайшая Страна в мире, которую мы от этих русских мужиков унаследовали. Низкий им поклон.

      Это надо понимать и ценить. Нужно говорить о кулаках, о крепких хозяйственниках, о тружениках. Помнить надо хорошее и доброе. А те, кто рвет рубаху на груди: Я любую Россию люблю и грязную и пьяную люблю, вот и этого пьяненького, уснувшего на паперти, люблю... Что про них Сказать? Я тут вижу только интеллигентское юродство и кокетство. И, кстати, леность мысли. Такое впечатление, что последнее, что читали эти риторы, журнал Огонек образца 1990 года.

      Значит, никакой критики? немедленно раздастся ехидный вопрос. Ну почему же? Самокритика нужна, важна и все, что хотите. Но не надо в самокритике, как говорится, доходить до хамства. Нельзя выплескивать вместе с водой ребенка. Прошлое формирует наше сознание. И этот процесс требует бережного отношения.

      Я изложил свое кредо.

      Но все вышесказанное совсем не означает, что историческая точность для меня как автора не имеет значения. Все факты проходят скрупулезную проверку, которая требует поистине энциклопедических знаний.

      Поэтому у этой книги есть научный редактор ученый, доктор наук, профессор Андрей Михайлович Буровский и научный консультант Геннадий Владимирович Потапов. Если читатель найдет, что уточнить в фактической части, пусть пишет мне на форум по адресу: forumMedinskiy.ru Ошибки будут исправлены, пожелания учтены хотя не обещаю, что со всем сказанным буду соглашаться. В любом случае обсудим.

      С уважением к нашим замечательным читателям

      Владимир Мединский

      Не жаль молодца ни бита, ни ранета,

      жаль молодца похмельного.

mreadz.com

О русском пьянстве, лени, дорогах и дураках-Владимир Мединский Страница 38 - Читать онлайн.

О русском пьянстве, лени, дорогах и дураках в Лондон другу в разгар потопа, узнал, что действительно третий день, слава богу, идет дождь, а то лето было слишком жаркое. Откровенно говоря, я пришел к выводу, что это все не случайность, а именно (хотя, может и несознательно) рефлексия государственной Информационной политики: надо показать, что не только у нас в России самый хреновый климат, но и на Западе погода просто ужас! И нечего там всяким жителям солнечной Каталонии завидовать вон, горит у них все синим пламенем, похуже, чем наше торфяное Подмосковье. А что Париж? Да, холода в Париже, как в Красноярске. А у них даже валенок нет. А Туманный Альбион что? Если не туман, то вон ливни, сплошной потоп. Да наш Питер на этом фоне просто Хургада. Радуйтесь, мол, россияне, что живете в нашей природной полосе и не расстраивайтесь, если нет денег проверить наши метеосводки.

      Нечего там делать. А кто немного поднакопил Welcome to Antalya.

      Вот там мы вас предупреждать не будем, там взаправду плюс 50 в тени, сбежите обратно к комарам домой, на дачу, на болотце родное. Будете проклинать эти заграницы и наслаждаться новостями Первого канала об очередном природном катаклизме на Женевском озере. Вперемежку с Петросяном и новыми русскими бабками...

      Вывод из этих историй один. Чувство, что ты не одинок, всегда поддерживает и согревает. К тому же очень интересно узнать, как другие, оказавшиеся в таком же печальном положении, преодолевают невзгоды.

      Для Франции того времени книга Маржерета вполне могла стать своеобразным пособием по выживанию в смутные времена на примере далекой, но такой похожей страны. Излишне говорить, что сами французы себя лентяями не считали. Они прекрасно понимали все трудности и огромное напряжение сил, которое требуется от каждого человека в столь неуютный период истории. И читали они не историю бездельников, а репортаж о соседских бедах, понимая, что беды похожи как две капли воды.

      О том, что делалось во Франции тех лет, довольно откровенно писали сами французы: например исторические сочинения Огюстена Тьерри. И в художественной литературе, напомним хотя бы. знаменитую книгу Мериме Хроника царствования Карла IX.

      Но что любопытно: никто из французов никогда не показывал, что Маржерет описывал нечто до боли знакомое современникам! Никаких попыток провести аналогии.

      И в России то же самое! Труд Маржерета в России хорошо известен и переведен на русский язык еще в 1830 году. Книга в русском переводе издавалась в 1831-34, 1837, 1859, 1913 годах. В России, кстати говоря, записки Маржерета считали весьма ценным, хотя и поверхностным источником исторических сведений.

      Профессор Петербургского университета, известный историк Н. Г. Устрялов довольно верно подметил слабые стороны книги. Он писал, что ...судя по слогу, можно думать, что автор никогда не беседовал с музами. 62 Что уж тут: судя по биографии, Mapжерет больше беседовал с лошадьми и оружием, что и понятно, учитывая его своеобразную профессию.

      Обратите внимание: никто в России не воспринимает любительские записки вояки-наемника как величайшее откровение в изучении русского характера. Но никто и не находит в мемуарах ничего обидного или оскорбительного! А почему? Да потому, что не было ни оскорблений, ни насмешек, ни порицаний.

      Тем удивительнее, что именно творение Маржерета так часто цитируется для доказательства русской лености.

      Маржерет указывает, что в России в продаже чрезвычайно много хлеба, меда. Отмечает крайнюю дешевизну мяса, благодаря большому поголовью крупного рогатого скота и овец, обилие и разнообразие превосходной рыбы-стерляди, белуги,осетров, белорыбицы, семги, форели.

      Подобного богатства нет в Европе, заключает автор.

      И, конечно, не он один. Собак они кормят рыбой и мясом, потрясенно отмечает Литвин. Две курицы или утки продаются за какую-то мелкую серебряную монету, которая на наши деньги равняется каким-то четырем сольдо, недоуменно констатирует Фоскарино. Оба откровенно завидуют.

      N

      Вопросы о том, откуда все это изобилие берется, чьими трудами появляется ...в продаже чрезвычайно мною хлеба, меда автор не исследует.

      Но цитируют не это место, а особенно популярное высказывание: Невзирая на изобилие и дешевизну съестных припасов, простой народ довольствуется очень немногим иначе он не мог бы удовлетворить издержкам, ибо не знает никакой промышленности, весьма ленив, работы не любит и так предан пьянству как нельзя более.

      Казалось бы вот оно, из первых уст полученное подтверждение наших неприглядных национальных особенностей. Но секундочку! Откуда не любящий работы народ, преданный пьянству и безделью получает изобилие дешевых съестных припасов, по какому щучьему велению или по колдовству пойманного гнома? Кто создавал богатства, ...подобных которым нет в Европе? Какие бездельники и пьяницы насобирали ту государственную казну, сокровища которой Маржерет вместе с солдатами своей роты так ловко разграбил из хранилищ в Кремле? Впрочем, это вопрос, безусловно, неловкий...

      Отчего такой долгий разговор о Маржерете? Из-за удивительной банальности

mreadz.com

Статьи по теме