Ухудшение генетического потенциала нации в результате пьянства

Современные методы исследования криминальной предрасположенности

Исследование личности обвиняемого в криминальной психологии. Анализ личностных особенностей лица, совершившего преступление. Формирование преступной мотивации, понятие аффекта. Насильственные преступления: избавление от психологического диктата женщины.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

  • Изучение психологии представителей криминальной среды сотрудниками органов внутренних дел; ее роль в системе детерминации преступности. Проявление криминальной субкультуры и ее атрибутов среди членов преступной группировки и в местах лишения свободы. контрольная работа , добавлен 30.08.2012

  • Социотипы личности. Использование различных моделей личностной типологии в криминалистике. Основы использования соционической модели личности в юриспруденции. Базовые типы личности и возможные области криминальной специализации в преступной среде. реферат , добавлен 04.02.2008

  • Типы и характеристика женщины-преступницы. Причины ее преступного поведения. Особенности криминальной мотивации женщин, совершивших корыстные преступления. Криминологическая характеристика личностей преступниц. Формирование различных мотивов их поведения. контрольная работа , добавлен 30.01.2016

  • Социально-психологический подход к изучению причин изнасилования. Коррекция поведения осужденных за изнасилования. Особенности и типология личности осужденного за насильственные преступления. Криминогенность как предпосылка для совершения преступления. курсовая работа , добавлен 28.02.2011

  • Анализ понятия "мотивации" и "самореализации" в психологии личности. Взаимосвязь самореализации и психологического здоровья личности. Организация и методика экспериментального исследования роли мотивации в самореализации личности, анализ результатов. курсовая работа , добавлен 13.10.2016

  • Предмет и задачи криминальной психологии. Психологические особенности личности преступника и типы преступников. Особенности психических состояний. Основные закономерности формирования преступной группы. Виды правонарушений и мотивы преступного поведения. курсовая работа , добавлен 26.06.2013

  • Проблема изучения личностных характеристик. Анализ психологических особенностей личности руководителя. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных особенностей руководителей и социально-психологического климата в коллективе сотрудников. дипломная работа , добавлен 16.04.2009

  • Понятие правовой психологии и предмет ее изучения. Социальная адаптация и ее влияние на поведение человека. Определение саморегуляции личности, ее проявление в острых конфликтных ситуациях. Основные правила формирования самодисциплины членов общества. контрольная работа , добавлен 17.09.2010

  • Специфические черты профессиональной деятельности, особенности самосовершенствования личности юриста. Волевые психические состояния. Методы психологического влияния на людей в деловой обстановке. Сущность криминальной (делинквентной) субкультуры. контрольная работа , добавлен 02.04.2013

  • Психологические условия детерминации процессов развития правоохранительной деятельности. Правовая психология и правосознание сотрудников оперативно-поисковых подразделений. Аспекты криминальной психологии как науки о личности преступника и его поведении. курсовая работа , добавлен 25.06.2012

Страница:   1   2 

otherreferats.allbest.ru

психология криминальная - это... Что такое психология криминальная?

Смотреть что такое "психология криминальная" в других словарях:

  • ПСИХОЛОГИЯ КРИМИНАЛЬНАЯ — отрасль психологии юридической, изучающая психологию уголовных правонарушителей и психологические механизмы совершения преступлений …  Юридический словарь

  • психология криминальная — отрасль психологии юридической, изучающая психологию уголовных правонарушителей и психологические механизмы совершения преступлений …  Большой юридический словарь

  • криминальная психология — (от лат. criminalis преступный) область юридической психологии. К. п. изучает психологические механизмы правонарушений и психологию правонарушителей, проблемы образования, структуры, функционирования и распада преступных групп. В отечественной К …  Большая психологическая энциклопедия

  • психология юридическая — общий раздел психологии, изучающий закономерности и механизмы деятельности психической в сфере регулируемых правом отношений, психологические проявления в условиях применения правовых норм и при осуществлении правовой деятельности. Стремится… …  Большая психологическая энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ — научно практическая дисциплина (отрасль прикладной психологии), изучающая проявление и использование психических закономерностей в сфере правовой регламентации. П.ю. включает разделы: психология криминальная, психология судебная, психология… …  Юридический словарь

  • ПСИХОЛОГИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ (пенитенциарная) — (англ. correctional psychology) отрасль юридической (правовой) психологии, изучающая психические явления, вызываемые применением уголовного наказания, и процесс перевоспитания лиц, осужденных за совершение преступлений (см. также Деликт). П. и.… …  Большая психологическая энциклопедия

  • психология юридическая — научно практическая дисциплина (отрасль прикладной психологии), изучающая проявление и использование психических закономерностей в сфере правовой регламентации. П.ю. включает разделы: психология криминальная, психология судебная, психология… …  Большой юридический словарь

  • Криминальная психология — (англ. Criminal psychology, от лат. criminalis преступный) область юридической психологии, которая изучает психологические механизмы правонарушений и психологию правонарушителей, проблемы образования, структуры, функционирования и… …  Википедия

  • Криминальная Психология — отрасль юридической психологии, изучающая формирование противоправной деятельности и возможности ее предупреждения. Среди основных факторов, способствующих формированию противоправной деятельности выделяют: отклонения характера, отрицательное… …  Психологический словарь

  • Психология — Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья …  Википедия

Книги

  • Криминальная психология. Преступные типы: о психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности, Познышев С.В.. В предлагаемом сборнике трудов выдающегося русского юриста и психолога Сергея Викторовича Познышева (1870—1942) рассматриваются проблемы изучения и типологии преступников, не потерявшие своей…Подробнее Купить за 717 руб
  • Криминальная психология. Курс лекций, Андрианов Михаил Семенович, Ситковская Ольга Давидовна, Кроз Михаил Владимирович, Ратина Наталия Александровна. Курс лекций по криминальной психологии, подготовленный сотрудниками отдела психологического обеспечения прокурорской деятельности НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации,…Подробнее Купить за 409 руб

psychology.academic.ru

допроса. Выделяются четыре основные стадии допроса: предварительная, свободного рассказа, вопросно-ответная и процессуального оформления полученных показаний

Стадии допроса. Выделяются четыре основные стадии (этапа) допроса: предварительная, свободного рассказа, вопросно-ответная и процессуального оформления полученных показаний. В предварительной стадии следователь удостоверяется в личности допрашиваемого, заполняет анкетную часть протокола, разъясняет допрашиваемому его права и обязанности. Эта часть допроса используется для ознакомления с личностными особенностями допрашиваемого, выяснения его позиции и установления с ним психологического контакта. Стадия свободного рассказа – это допрос по существу о тех обстоятельствах, в связи с которыми лицо вызвано для дачи показаний. В этой стадии не рекомендуется без необходимости перебивать допрашиваемого. Вмешиваться в его рассказ целесообразно лишь при явном уклонении от темы допроса. В вопросно-ответной стадии следователь задает уточняющие, дополняющие, конкретизирующие, контрольные, напоминающие вопросы, предъявляет доказательства. Вопросы ставятся в ясной, четкой форме. Они не должны содержать подсказки и носить наводящий характер.

Ход и результаты допроса оформляются в его четвертой, завершающей стадии.

bibliotekar.ru

Психология следственной и судебной деятельности

Реферат на тему: Психология следственной и судебной деятельности.

Психологическая характеристика деятельности следователя предполагает раскрытие ее психологической структуры.

Для психологии следственной и судебной деятельности важно выявление профессионально значимых компонентов.

В. Л. Васильев выделяет в профессиональной деятельности следователя и судьи шесть сторон:

социальную деятельность,

  1. Психология девиантного поведения
Найти похожие работы

Социальная деятельность охватывает политический аспект деятельности следователя как одного из организаторов борьбы за искоренение преступности. Она же включает в себя и профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие следователя в перевоспитании преступника.

Поисковая (познавательная) деятельность – это в первую очередь собирание следователем информации о событии преступления.

Реконструктивная деятельность представляет собой текущий и завершающий анализ всей собранной информации и выдвижение на базе этого анализа и синтеза специальных знаний версий, объясняющих случившееся событие. С их помощью следователь до суда проверяет подлинность созданной конструкции. Планирование – также результат реконструктивной деятельности.

Удостоверительная деятельность – это приведение всей добытой информации в специальную, предусмотренную законом форму – протокол, постановление и т. д.

Коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации посредством общения. Особенно большой удельный вес этот вид деятельности имеет при допросах.

Организаторская деятельность состоит в волевых действиях, направленных на реализацию и проверку гипотез (версий) и планов. Она проявляется в двух формах: самоорганизации и организации людей для коллективного решения профессиональной задачи.

Необходимо заметить, что расчленение следственной деятельности на компоненты, перечисленные выше, носит в определенной мере условный характер. В действительности же эти компоненты не предстают в деятельности следователя отдельно, изолированно. Наоборот, они взаимосвязаны друг с другом.

Так, например, обнаружив на месте происшествия труп с признаками насильственной смерти, следователь приступает к разработке, построению и проверке возможных версий о мотивах убийства (самоубийства), о лицах, могущих быть причастными к этому делу, что-либо знающих о нем и т. д. Он планирует и организует процессуальную и оперативно-розыскную работу по розыску и задержанию подозреваемого по данному делу лица. Обнаружив и задержав подозреваемого, следователь должен его допросить с целью получения от него правдивых показаний. При этом успех данного допроса, как и любых других допросов, зависит от того, насколько правильно следователь наладит взаимоотношения с допрашиваемым, т. е. установит с ним психологический контакт, и т. д.

Таким образом, почти все перечисленные компоненты психологической структуры следственной деятельности: познавательный, реконструктивный, организаторский, коммуникативный и удостоверительный – тесно связаны и переплетаются между собой в единой целенаправленной деятельности следователя.

Каковы же общие психологические особенности деятельности следователя в целом, присущие каждому из его компонентов и составляющие неповторимый комплекс, отличающий ее от других профессий?

Выделяют такие психологические особенности профессии следователя, как: государственный и политический характер следственной деятельности; ее правовая регламентация; противодействие заинтересованных лиц; наличие властных полномочий; сохранение служебной тайны; своеобразие общественно-психологической атмосферы расследования; разнообразие и творческий характер; своеобразное сочетание коллегиальных и индивидуальных начал; дефицит времени, своеобразие внешних условий и наличие перегрузок в деятельности следователя, а также ее воспитательное воздействие, повышенная ответственность за принимаемые решения, процессуальная самостоятельность следователя.

Указанные психологические особенности присущи деятельности следователя в целом. Однако наряду с детальной правовой регламентацией отдельно следовало бы указать и на наличие тактического простора в следственной деятельности, а также достаточно высокий престиж профессии следователя.

Большой тактический простор дается следователю в рамках норм закона и профессиональной морали. Наличие его как раз и отличает работу следователя от многих юридических профессий, например, от профессий нотариуса, работника органов социального обеспечения и т. д. Это отличие является настолько важным, что заслуживает выделения в специальную особенность следственной деятельности. Не случайно ведь криминалистическая тактика – это прежде всего следственная тактика как по своему происхождению и развитию, так и по своему значению.

Особенность познавательной деятельности в суде, заключается в том, чтобы изучить материалы предварительного расследования. Как мы выяснили, предварительное расследование берёт на себя всю поисковую часть познавательной деятельности. Производится отбор и систематизация информации, что существенно облегчает познание судом обстоятельств дела. Однако, данная модель всегда должна восприниматься судом только как вероятность (вероятная) истина, подлежащая проверке с соблюдением принципа гласности, устности, непосредственности судебного разбирательства. Краткость времени восприятия информации в суде приводит к необходимости особой дисциплины мыслительной деятельности. Это достигается строгим контролем за воспринимаемой информацией. Этой же цели служит и процессуальный принцип непрерывности судебного разбирательства и неизменность состава суда. В случае отсутствия надлежащего контроля поток информации может стать таким, что судьи не будут успевать её перерабатывать. Суд сам определяет порядок восприятия информации. Последовательность допросов. Скорость поступления информации, условия её восприятия. Сложность познания в суде объясняется тем, что в одно и тоже время суду в заседании необходимо воспроизвести факты и источники добытые на следствии, получить новые факты, сопоставить факты, внутренне подготавливаясь к вынесению приговора. Познавательная деятельность в уголовном процессе, кроме состава суда осуществляется прокурором, адвокатом. Каждый из них в зависимости от своих субъективных прав воспринимает, объясняет и анализирует события по-разному. Суд, заслушивая их объяснения, тем самым воспринимает результаты познания этими лицами обстоятельств дела, что создаёт условия для раскрытия преступления. Познавательная деятельность суда обеспечивает выражение конструктивной функции суда, которая заключается в вынесении приговора.

Сам процесс судопроизводства оказывает воспитательное значение на всех присутствующих. При этом, приговор должен быть справедливым, отвечать требованиям закона по соразмерности наказания и личности подсудимого.

Психологическая структура судебной деятельности.

Судебная деятельность развивается в строго регламентированной последовательности, которая создаёт стадии развития общей судебной деятельности.

Уголовный процесс определяет следующие стадии развития судебной деятельности:

предание суду;

судебное рассмотрение;

вынесение и исполнение приговора.

На каждой из перечисленных стадий суд не только решает самостоятельные задачи, но регламентирует психологические отношения, которые складываются в процессе правосудия.

В судебной практике встречаются случаи разногласия судейской коллегии. Вынесение приговора по единогласному мнению состава суда можно рассматривать как дополнительную гарантию законности и обоснованности приговора, так как внутреннее убеждение всех участников судебной коллегии совпадают, что делает приговор несомненным.

Единогласное решение судей встречается и при вынесении приговора, отменённого в последствие вышестоящим судом, что может свидетельствовать о давлении неправильного мнения большинства судебной коллегии на формирование собственного мнения каждого участника состава суда. Поэтому все участники состава суда должны подвергать внутреннему самоконтролю свои выводы по уголовному делу, чтобы лишний раз проверить, что они не поддаются влиянию большинства.

Согласно процессуальному законодательству председательствующий судья подаёт свой голос в процессе совещания судей последним. Данное ограничение в законе имеет цель сократить влияние мнения более авторитетного судьи на мнение других участников состава суда.

Таким образом, деятельность судьи предполагает определённую концентрацию мыслительных процессов на всех этапах судопроизводства.

3. Формирование убеждения и вынесение приговора судом в судебных коллегиях.

Успех деятельности коллегии судей находится в прямой зависимости от деятельности каждого из них. У всех участников коллегии должно быть чёткое понимание целей их деятельности, сознание высокой ответственности, что должно обеспечить повышенную психологическую активность каждого судьи.

ВЫВОДЫ

Система поведенческих признаков преступления объективно распределена в следующих сферах (и соответственно зонах следственного поиска):

- в предметах обстановки совершения преступления, вовлеченных в сферу действий преступника и потерпевших, в динамике их изменений;

- орудиях и средствах совершения преступления, их качественном своеобразии, способах и их использования;

- обстановке, предшествующей преступлению, подготовке условий для совершения преступлений, действиях с объектами, свидетельствующих о направленности формирующегося преступного умысла и своеобразии личностной направленности преступника;

- обстановке, возникшей после совершения преступления, типичных способах маскирующих изменений в этой обстановке с целью сокрытия преступления;

- особенностях межличностных отношений между обвиняемым (подозреваемым) и потерпевшим;

- содержании письменных и устных высказываний и заявлений обвиняемого (подозреваемого), потерпевшего и свидетелей.

Анализируя структуру следственной деятельности, мы приходим к следующим выводам.

1. следственная деятельность, несмотря на ее внешнее разнообразие, объективно структурирована.

2. Психологическая структура расследования объективно предопределена типом конкретной проблемно-поисковой криминальной ситуации.

3. По своей гносеологической природе следственно-познавательные ситуации могут быть алгоритмическими, требующими заранее определенных способов расследования, и проблемными, требующими поисковой, эвристической деятельности следователя в ситуации неопределенности.

4. Тип следственной ситуации требует определенной следственной стратегии. Различные криминальные ситуации объективно предопределяют комплекс следственных действий.

Установление типа следственной ситуации позволяет наметить первоочередные следственные действия, назначить ряд необходимых судебных экспертиз.

Оптимальная следственная стратегия – адекватный подход к решению познавательно-поисковых задач в зависимости от их типа.

Первоочередной познавательной задачей следователя при анализе информационно-исходной ситуации являются:

1. выявление всех наличных признаков преступления определенного вида и подвида (группы);

2. определение разрывов в цепи этих признаков на основе общего эталона, модели совокупности признаков преступления.

Распространенное в криминалистике фрагментарное описание отдельных сторон следственной деятельности не образует даже в своей совокупности криминалистической теории. Для этого необходим концептуальный охват структуры следственной деятельности, ее системный анализ, обеспечивающий ее эффективность. Необходима всесторонняя разработка ее эвристической сущности, ее охват общепсихологической теорией деятельности. Необходим системный анализ объекта следственной деятельности – поведения преступника. При этом следует различать общую модель преступного поведения, частно-криминалистиче-скую модель (модель отдельных видов преступления) и информационную модель конкретного преступления, которая формируется на основе "психологического профиля преступника". С этой целью нами исследовано проявление криминалистически значимых особенностей личности преступника в материальной среде.

Психологическая структура судебной деятельности (ПССД) состоит из:

1. Психологическая структура судебной деятельности.

2. Формирование убеждения и вынесение приговора судом в судебных коллегиях.

Психологическая структура судебной деятельности:

odiplom.ru

Исправительная (пенитенциарная) психология (от лат. poenitentiarius — покаянный, исправляемый) изучает психологические основы ресоциализации — восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе. Поэтому главной задачей исправительных учреждений является создание условий формирования социально адаптированного поведения личности конкретного осужденного. С психологической точки зрения исправить осужденного — значит провести его личностную перестройку, изменять его личностную направленность и сформировать новый стиль его жизнедеятельности. Исправительно-трудовая психология тесно связана с исправительно-трудовым правом, психологией труда, педагогикой и социальной психологией (см. Приложение 4).

6.2.Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализации

Знание особенностей психологии осужденных является необходимым условием для достижения целей перевоспитания. Основными факторами, влияющими на формирование особенностей у лишенных свободы, являются:

  • наличие режима в месте лишения свободы;

  • ограничение потребностей;

  • изменение сложившегося стереотипа жизни;

  • переживания, связанные с осуждением к лишению свободы.

«В общем виде можно сказать, что преступник, находящийся в местах лишения свободы, — это отчужденная и в то же время психологически зависимая от внешних факторов личность»Аминов И.И. Юридическая психология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 253..

Особенности психологии осужденных проявляются в определенном комплексе психических состояний:

  • состояние ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобождения);

  • состояние нетерпения;

  • состояние угнетенности;

  • состояние тоски.

Любое из этих состояний характеризуется повышенной напряженностью, что иногда приводит к резким срывам в поведении, может развиваться в состояние безнадежности, обреченности, что влечет за собой апатию, пассивность во всех действиях. Отдельно выделим угнетенное состояние осужденного, которое является следствием полного неверия в свои силы, неверия в возможность снова обрести нормальную жизнь. Чтобы преодолеть состояние угнетенности, необходимо выяснять и ликвидировать ее причины, создать условия для переключения целенаправленного внимания на другие процессы и объекты. Типичным состоянием в месте лишения свободы является тоска по дому, по свободе, по любимым людям, что внешне выражается в отрешенности и оцепенении. Под влиянием тоски может развиваться раздражительность и повышенная возбудимость.

Изменение психических состояний связано с определенными периодами нахождения в месте лишения свободы. Выделим следующие основные периоды, связанные с изменением психических состояний осужденного.

  • Период адаптации, привыкания к новым условиям жизни. Данный период длится первые 3—4 месяца. В этот период особенно остро ощущается ограничение потребностей, изменение имеющегося стереотипа. Все это способствует развитию повышенной раздражительности, подавленности и угнетенности до тех пор, пока у осужденного не вырабатываются качества, необходимые для новых условий жизни. Повышенная возбудимость может явиться причиной различных срывов, резких нарушений режима и т.д. Психология осужденного на начальной стадии пребывания в ИТУ часто характеризуется отсутствием ясной перспективы жизни. Это приводит к снижению жизненной активности, к отсутствию необходимой сдержанности по отношению к возникающим ситуациям.

  • Период появления, развития интересов в новых условиях жизни. Этот период связан с появлением и развитием положительных эмоций, состояний, вызывающих и повышающих психическую активность осужденного. Интересы, способствующие таким состояниям, могут быть самыми различными: участие в жизни коллектива осужденных, выполняемая работа, культурный досуг, учеба, свидания с родственниками и т.д. Появление широкого круга интересов, расширение структуры выполняемых социальных ролей способствуют изменению психологии осужденного.

  • Период сочетания внешнего воздействия с самовоспитанием. Процесс перевоспитания немыслим без появления такого периода. Он характерен появлением целей в жизни, выработкой путей их достижения. В психологии осужденного в большей степени проявляются раскаяние в совершенном преступлении, переживание его в сочетании со стремлением возместить нанесенный вред. Для этого периода характерна переоценка ценностных характеристик в жизни.

  • Период, предшествующий освобождению заключенного. Ожидание освобождения часто протекает очень тяжело, так как связано с переживанием трудностей, которые подстерегают его в новых условиях (взаимоотношения в семье, на работе и т.д.). По этой причине возможно развитие психических состояний угнетенности, повышенной раздражительности.

Основными средствами исправления и перевоспитания осужденных являются:

1) режим отбывания наказания;

3) воспитательная работа с лицами, отбывающими наказание;

4) обучение.

Следует подчеркнуть, что не сами по себе эти средства, а их воспитательно-исправительная организация приносят успех в ресоциализации осужденных.

  • Режим. Под режимом понимается урегулированный нормами права порядок исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. В психологическом отношении речь идет о формировании новых (должных) стереотипов поведения, необходимых привычек, новых качеств личности.

    Режим выполняет три взаимосвязанные функции.

  • Карательная функция режима состоит в том, что осужденный лишается свободы, изолируется от общества, находится под охраной и постоянным надзором; кроме того, осуществляется принудительная регламентация его работы, отдыха, учебы, досуга. Психологически мы можем определить режим как долговременный фрустратор, лишающий человека определенных благ, ограничивающий удовлетворение практически всех базисных физиологических и социальных потребностей. Неудовлетворение этих потребностей неизбежно вызывает как физические, так и нравственные страдания.

    Кара, заключенная в режиме, психологически по-разному воспринимается и переживается осужденными. Одни из них сильнее переживают ограничения в удовлетворении физиологических потребностей, другие — социальных, третьи — с одинаковой остротой страдают от ограничения и тех, и других.

  • Воспитывающая функция режима. Режим обладает самостоятельной воспитывающей функцией. Это, прежде всего, четкий распорядок дня, высокая организованность жизни и быта, которые не только дисциплинируют заключенных, но и вырабатывают качества, необходимые в жизни на свободе (аккуратность, точность, исполнительность).

  • Обеспечивающая функция режима состоит в том, что, благодаря поддержанию установленного порядка отбывания наказания в исправительном учреждении, создаются благоприятные условия для организации труда, обучения, воспитательной работы, деятельности коллектива и самодеятельных организаций осужденных, а также для руководства ими со стороны администрации и воспитателей учреждения.

Труд. Наряду с режимом труд является одним из важнейших средств исправления и перевоспитания осужденных. Труд осужденных выполняет воспитательную и экономическую роль. Воспитательная роль труда состоит в том, что он предохраняет человека от деградации: он организует психику, интегрирует жизнедеятельность определенной целью, создает условия для полноценного межличностного общения. Хорошо организованный труд — мостик связи человека с обществом. Еще Ф.М. Достоевский отмечал, что мука вынужденного сожительства ослабляется уходом человека на работу. Труд, таким образом, имеет также замещающую функцию, отвлекая осужденных как от угнетающих мыслей, так и от различного рода антиобщественных действий.

Труд в условиях исправительного учреждения преследует не только воспитательные, но и определенные экономические цели: труд осужденных способствует возмещению государству части расходов на содержание исправительного учреждения. Ряд исправительных учреждений имеют собственное высококвалифицированное и механизированное производство, на котором изготовляется сложная и пользующаяся спросом продукция. В тех учреждениях, в которых осужденные изготовляют такую продукцию, производительность их труда, коллективная сплоченность значительно выше, чем в тех учреждениях, где они заняты на второстепенных работах и где труд их организован кое-как, чтобы лишь занять свободное время.

Воспитательная работа с осужденными — одно из важных средств их исправления. Вся система нравственно-психологического воздействия в исправительном учреждении направлена на достижение основной цели — перевоспитать осужденных, то есть, прежде всего, изменить, перестроить их сознание, искоренить вредные привычки, вернуть к нормальной жизни.

К основным средствам психологического воздействия воспитателя на осужденного относятся следующие.

Переубеждение — понятие, которое означает коренную ломку и перестройку взглядов и убеждений личности, замену их другими, противоположными по содержанию. Формируя у человека новые убеждения, необходимо опираться на положительное в нем, а также стараться изменить круг его общения, микросреду. Необходимо также отметить, что психологической предпосылкой переубеждения является умение воспитателя расположить осужденного к себе, установить с ним контакт.

Регулирование межличностных отношений. Воспитатель имеет большую возможность влиять на сферу межличностного общения, регулировать те из них, которые складываются у осужденного с работниками колонии, с другими осужденными, с родными и близкими. Встречи с представителями общественных организаций, с лицами, ранее отбывавшими наказание в данной колонии и ставшими полноценными гражданами российского общества, также оказывают серьезное воспитательное воздействие.

Регулирование поступающей информации. Целенаправленно отбираемая информация, поступающая к осужденному, должна способствовать восполнению его социального опыта. На конкретных примерах осужденный видит, что хотя он и причинил вред государству, коллективу, они оказывают помощь его семье, делают все, чтобы дети росли нормальными гражданами.

Внушение, как метод воспитания и перевоспитания, основывающийся на авторитете воспитателя.

Одна из важнейших целей воспитательной работы — формирование у осужденных установки на исправление. Установки осужденных разнообразны, что определяет их разное отношение к уголовному наказанию, совершенному преступлению, требованиям режима отбывания наказания и воспитательным мерам.

Установку на исправление легче сформировать у осужденных, которые искренне раскаялись в совершенном преступлении, глубоко осознали свою вину. Обвиняя самого себя, а не других, человек неизбежно приходит к выводу, что ему нужно решительно изменяться.

Наибольшую трудность для воспитателя представляет формирование установки на исправление у лиц, осужденных к длительным срокам лишения свободы. Они внушают себе, что если выйдут на свободу, то проживут недолго, поэтому, мол, нечего думать о каком-то исправлении. Разрушить подобные взгляды и отношение к жизни, убедить этих людей встать на путь исправления — большое искусство воспитателя.

Обучение воспитывает и перевоспитывает личность, если соблюдаются определенные условия:

сообщаемые сведения являются научными;

знания доступны для восприятия;

знания воздействуют не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную сферу личности, что определяет готовность человека к действию;

человек приобретает необходимые умения и навыки в труде, узнает о поведении в обществе;

осуществляется профессиональная ориентация заключенных.

e-college.ru

Статьи по теме