Алкоголизм в православии

Вопрос: Ислам полностью запрещает потребление алкоголя, а православие почему не полностью?

Алексей Бурцев

ниже стандарты.

ВЛАД

Крайние течения ислама рекомендуют убивать всех, кто не сними, а православие нет, почему?

**РИЦА

Водку изобрели позже, чем библию написали. :))
А так бы огого! Запрещать это мы могем!
А вот дать методы работы надо сознанием, чтобы бухать не хотелось это нам не под силу. :(

Симоша =^_^=

не во всех исламских верованиях полностью запрещают алкоголь. росто разрешают в малых количествах и не прилюдно. а по поводу христеанства.... У нас демократичная вера с расчётом на совесть людей....

Марк Из

"Руси есть веселие пити"

Куздра Нечуй-Левицкий

Алкоголизм греховен и вреден.
Господь Иисус Христос пил вино и ел с учениками, за что Его фарисеи осуждали.
Вино и хлеб избраны Господом Богом.

Andy

Ислам хоть и запрещает, а все равно мусульмане пьют не хуже православных.. . особенно российские.. .
На алкоголе большие денежки зарабатываются, как можно запретить пить.. . пусть сначала заплатят, а потом сопьются...

Pahomiuss

А я вот смотрю ислам не очень то запрещает выращивать опиумный мак в Афганистане. И как известно 80%!!!!этой заразы в мире идет как раз от туда. И разумное потребление алкоголя не ведет к трагическим последствиям. А вот даже разовый прием наркотика может погубить человека. Так, что помолчу я за ислам.

Егор Румянцев

Зато есть икона 'Неупиваемая Чаша' для борьбы с недугом пьянства

Истина в Православии !

вино дано человеку Богом во благо, но человек порой не умеет правильно этим благом распорядиться

­­­­­ßrΛωη

Причина многих бед не розетка, а бестолковые юзеры которые туда пальцы суют.
Запретить легко переделаться трудно. А запретный плод сладок. Че Аль Капонов армию расплодить не терпится?
Или 1985-87 год вспомнить когда чтобы раскумариться пили одеколон отстаивали клей БФ ?

Делия Делия

Православный человек не имеет тяги к алкоголю без всяких запретов.
Если угодно -в числе грехов перечислено "чревоугодие, пианство"
Почему ислам не запрещает наркотики ?

Аст-РеЯ

Христианство не запрещает употребление вина как такового, но строго-настрого запрещает пьянство - пьяницы Царства Божьего не наследуют (1Кор 6:10).

Майк

лучше пиво чем гашиш и опиум

Просто Пух

Только вино. В ливии так например трактуют выпивая стопку самогона.

Михаил Качка

Некоторые как нечто высокое приводят в пример мусульманский закон, запрещающий винопитие. Но при внимательном рассмотрении и в этом религия арабов уступает учению Церкви. Христианство не запрещает употребление вина как такового, но строго-настрого запрещает пьянство - пьяницы Царства Божьего не наследуют (1Кор 6:10). А любому очевидно, что только СИЛЬНЫЙ человек может, употребляя спиртное, соблюсти меру и не впасть в пьянство, полный же отказ от спиртного является куда более легким путем преодоления этого греха.
Также ислам запрещает вкушать свинину, устанавливает и некоторые другие ограничения в одежде и поведении, но совершенно ясно, что гораздо проще не есть свинину и не носить шелка, чем блюсти заповедь воздерживаться от греха даже в мыслях - как заповедано каждому христианину.
(Юрий Максимов)

Наркомания, алкоголизм и табакокурение - лечение

О христианском отношении к страсти наркомании, алкоголизма, табакокурения. Православные реабилитационные центры. Духовная помощь наркозависимым и алкоголикам...

"Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино"

Слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о наркоманииНовостная информация по проблеме наркомании, алкоголизма и табакокурения

  • Обращение Архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона по проблеме наркомании и проведению антинаркотических мероприятий в Башкортостане в 2005 год профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения

Правоохранительные органы и наркологические учреждения в Башкортостане

Информация о православных центрах реабилитации наркозависимых:

Заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк: "75% людей, обратившихся в реабилитационные центры Русской Православной Церкви, вылечиваются от наркотической зависимости".

  • Православный взгляд на проблему наркотической зависимости - О центре в с. Ерино - иерей Евгений Генинг

Православное понимание проблемы наркомании, алкоголизма и табакокурения:

  • Проект документа "О деятельности Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых" - Патриархия.Ru
  • Жизнь без наркотиков (замечательная и обстоятельная статья о методах православной реабилитации наркозависимых) - Милосердие.Ru
  • "Государство, Церковь и общество против наркомании" (Томск, 24 - 25 марта 2011 года) - итоговая резолюция конференции
  • Дрожжи против Святой Руси (об оккультизме и псевдонауке в лекциях Владимира Жданова) - Дмитрий Ребров
  • Азбука для наркоманов - Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Молитвы от недуга пьянства и наркомании:

  • Если вам не безразлична ваша судьба: правда о табаке, алкоголе и наркотиках (о негативном влиянии наркотиков на организм и психику) - Интернет против наркотиков

Спорные методы реабилитации наркозависимых:

  • Служение анонимных алкоголиков - Сергей Ворохов

ОБОО "Преображение России":

ОБОО "Преображение России" как организация, занимающая социальной реабилитаций, людей страдающих наркоманий и алкоголизмов, также освободившихся из мест заключения и участников боевых действий, стало масштабным и знаковым явлением в России. И явлением, к сожалению, часто совершено не положительным. Ниже приводим подборку материалов о деятельности ОБОО "Преображение России".

Рюмка водка, папироска - лучше чем пустая соска?! - www.kp.ru - Наталья Серова

Рекомендуем прочитать:

  • Как уберечь подростка от наркотиков

Рекомендуем посетить:

Информационно-публицистический сайт "Нет наркотикам" - www.narkotiki.ru - пожалуй, единственный русскоязычный internet-ресурс, где можно найти многообразную адекватную и действительно полезную информацию по проблеме наркомании и алкоголизма.Винопитие, наркомания и табакокурение - Православный медицинский сервер - тематическая страница Православного медицинского сервера.УФСКН РФ по Башкортостану - www.gnkrb.ruУФСКН РФ по Томской области - www.fskn.tomsk.gov.ru

Реабилитация наркозависимости в Томской области:

Томский областной наркологический диспансер. Прием с 09 до 23 ч без выходных. г. Томск, ул. Лебедева 4, тел. (3822) 26-44-49, 26-44-64).

Иконы - Божией Матери "Неупиваемая чаща" и мученика Бонифатия - память 1 января (н.с.) Фото - "Пиво. Невинные игры ребенка" - Максим Степаненко

k-istine.ru

Есть ли православные методы лечения алкоголизма? | Ответы священников на вопросы

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Алексей!

Всякое кодирование есть насильственное вмешательство в человеческую психику. Церковь не одобряет подобных методов. Причем его результат Вы не сможете гарантировать ничем, кроме порядочности врача. Опыт свидетельствует, что закодированные алкоголики становятся злыми, раздражительными. В Русской Православной Церкви действуют реабилитационные центры, использующие другие, действенные методы избавления от зависимости, например, методику 12 шагов. Адрес ближайшего реабилитационного центра Вы можете здесь.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин.

Поделиться

pravmir.ru

Сегодня, 5 ноября на IX церковно-общественной выставке-форуме “Православная Русь – ко Дню народного единства” состоялась презентация книги “Странички трезвости” игумена Ионы (Займовского), руководителя центра помощи зависимым от алкоголя и наркотиков “Метанойя” при Даниловом монастыре г. Москвы.

Мы беседуем с отцом Ионой (Займовским) о путях преодоления алкогольной зависимости.

Игумен Иона (Займовский)

– Отец Иона, светские психологи часто говорят, что проблема алкоголиков, людей страдающих другими видами зависимостей в том, что в их жизни нет цели. Вы согласны с таким утверждением?

– Не могу согласиться, что это единственная и главная причина развития алкоголизма. Развитию алкоголизма способствует комплекс биологических, психологических, социальных причин.

Человек может пить потому, что в его жизни нет Бога, нет силы, которая его поддерживает, любит, заботится о нем.

– Как построена работа с зависимыми людьми в вашем центре?

– Наш центр называется «Метанойя» – покаяние, изменение ума в переводе с греческого. Мы ориентируем пришедших к нам людей на главные ценности Православия, читаем Евангелие, говорим о молитве, исповеди, причастии, а также о методах избавления от зависимости.

В нашем центре действуют группы самопомощи, объединяющие людей стремящихся избавиться от своей болезни.

– Существуют неоднозначные оценки деятельности групп анонимных алкоголиков. Есть мнение, что зависимость от алкоголя переходит в зависимость от группы.

– Наш центр уже более одиннадцати лет работает по этой программе. Это эффективный метод преодоления болезни. Часть людей из групп анонимных алкоголиков выздоравливают и воцерковляются благодаря своему выздоровлению, становятся прихожанами нашего монастыря, других храмов.

– Алкоголику, как правило, очень сложно признать свою болезнь и начать лечение. В какой момент люди решаются прийти в ваш центр?

– Отрицание болезни свойственно страдающим от различных недугов, не только от алкоголизма. Человеку бывает очень страшно признать, что с ним происходит. Алкоголик деградирует на духовном уровне и поэтому не видит, в кого превратился. Страшно признать, что ты потерял семью, работу, тебя никто не любит.

Опыт показывает, что алкоголику, чтобы признать себя таковым и начать путь к выздоровлению, нужно достичь своего «дна».

– Что вы имеете в виду?

– Анонимные алкоголики говорят, что у каждого свое «дно».

Женщина очнулась после алкогольного опьянения и увидела, что потеряла ногу. Кроме того, ей сообщили, что она сбила человека насмерть, и ей грозит двадцать лет тюрьмы. Для нее наступил момент покаяния и осознания, что нужно изменить себя и свою жизнь.

Священник выпил лишнего на Пасху. Прихожане стали свидетелями. Это было его «дно».

Другому человеку сын сказал: «Ты мне больше не отец». И это стало поворотным моментом в его жизни.

Человек должен увидеть свою грязь, понять, что он омерзителен. У него должна возникнуть потребность покаяния.

Приведите, пожалуйста, пример выздоровления человека с помощью программ вашего центра.

Ко мне на исповедь пришла пожилая женщина. По виду – типичная консьержка. «Я алкоголичка. У меня и муж пил, уже умер. Спиваюсь. Помогите. Умираю». Я посоветовал ей присоединиться к группе самопомощи, но думал, что вряд ли что-то получится. Уже два с половиной года она не пьет. Участвует в работе группы трезвости. Ходит ко мне на исповедь. Это фантастика.

– Какие свойства характера помогли ей?

– Честность. Она признала свою проблему. Она стала сразу выполнять рекомендации.

Бывает, приходит человек и говорит: «Я готов раз в месяц к вам приходить. У меня нет времени». А надо каждый день. Понятно, что ничего не получится, он не готов к работе над собой. Надо все отринуть и просить у Бога попечения и защиты.

– Кто чаще приходит в ваш центр сами алкоголики или их родственники?

– Чаще приходят родственники. Им тоже нужна помощь. Обычно родственники не понимают, что имеют дело с больным, а не с плохим, лживым, безнравственным человеком. Для них в нашем центре действуют специальные группы. Часто приходят жены, мамы – это созависимые, «слипшиеся» с алкоголиком люди. Преодоление такого состояния – сложный процесс, требующий духовного роста. Девиз этой группы: «Отстранись с любовью».

– Почему в этой ситуации родственникам важно отстраниться?

– Потому что важно не мешать человеку достигнуть своего дна.

– Ваша новая книга «Странички трезвости» создана по аналогии с западными образцами?

– Это ежедневник в поддержку выздоравливающим от алкогольной зависимости. Каждая страничка содержит соответствующие дню жития православных святых, литургические чтения, а также цитаты из книг, посвященных теме преодоления алкогольной зависимости. На западе есть подобные ежедневники, но их содержание ограничивается цитатами из специальной литературы, в них нет духовных примеров. Поэтому «Странички трезвости» не имеет аналогов.

Беседовала Марина Меренченко

pravmir.ru

Пьянство тяжкий грех! Вред алкоголя! Пьянство - источник смертных грехов! | жизнь в православии

в Жизнь: прошлое, настоящее, будущее, Поучения. Наставления. Советы., Тысячу и один вопрос15.01.201605,799 Просмотров

О ВИНОПИТИИ. Вино является продуктом, который производят, используя виноградную лозу, знают почти с самого начала истории человека. Ученые давно определили, и дали оценку его пользы для организма, его бодрящему, тонизирующему и целебному эффекту.

Псалмопевец Давид сказал, воскликнув, что вино может веселить человека. Апостол Павел рекомендовал Тимофею, который был его учеником, каждый день употреблять немного вина из-за его проблем с желудком. «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» 1 Тим.5:23

Святые отцы, к примеру, святой Иоанн Златоуст выдвигали направление концепции умеренных доз вина. Он записал такие слова, что не может принести столько пользы во врачевании для избавления от депрессии, как принятие вина, лишь бы большие количества его не могли уничтожить пользу, которая исходит от него.

О ГРЕХЕ ПЬЯНСТВА.

Но, в течении какого времени есть вино, столько не прекращается и проблема его беспорядочного принятия и грех пьянства и алкоголизма. Много болезней древнего времени, не один раз завершающиеся эпидемией, давно победили и оставили в истории, а тело зеленого змия, алкоголизм, как и раньше, обвивает и душит человека. С действием пьянства имеет связь алкогольное опьянение, являющееся хроническим, или наследственным заболеванием, которое выражено в зависимости от спиртного и патологии организма.

Ясно, что алкоголизм это грех, и проведение профилактики и лечения пьянства и алкоголизма способны принести пользу лишь в том варианте, когда верно определиться с их причинами.

ПРИЧИНЫ ПЬЯНСТВА.

В науке советского времени мнения об причинах алкоголизма были широкими и запутанными. Называли и проживание в плохих социальных условиях, и непостоянство в экономике, химическую перегрузку психики, и дурную предрасположенность к наследственности, и фактор, зависящий от климата и расположения, национальности и этноса.

Оказание влияния аналогичных факторов действительно, но для христианства характерно выражение более глубокого, духовного взгляда на эту проблему, когда говорят, что алкоголизм это грех, в общем, как и на каждую проблему и заболевание современного времени.

При обращении к тому, что написали Святые Отцы о пьянстве, можно в них найти не одно высказывание по этой теме. Высказывания святых отцов  о пьянстве, о грехе винопития, Вы сможете прочитать в конце статьи. Достаточно точно и кратко его сущность составлена святителем Василием Великим. Он писал, что грех пьянства является бесом, которого человек по своему желанию накликает на себя с помощью сластолюбия, появляющегося в душе. При зависимости от пьянства к людям притягивается нечисть, и он приобретает одержимость. О том, что это по-настоящему так, сказано в хорошо известной поговорке. «Напился до чёртиков». Это не оказывается простой метафорой, а демоническим опытом. Люди визуально видят рядом с собой образы демонов. Является характерным то, что жрецы в отдельных религиях увлекались опьяняющими напитками, до того как совершить свой ритуал. У Святых Отцов встречаем много наставлений о том, как избавиться от греховной страсти пьянства.

Внимание! ПРАВДА, КОТОРУЮ ОТ НАС СКРЫВАЮТ!!! Проблема алкоголизма! Смотреть видео.

liveinorthodoxy.com

Православное лечение алкоголизма - MODX Revolution

  • Сергей Алексеевич, менеджер

    Вот теперь вспоминаю о прошлом, и как-то смешно и непонятно, как можно было пить вообще. Потому что теперь могу уверенно говорить любому: не хочешь пить – не пей. А буквально несколько месяцев назад это был какой-то кошмар: ни дня без пива, ни праздников без водки, и все сопутствующие проблемы. Сам отказаться и сказать себе стоп не мог – как ни зарекался, уже через несколько часов бежал за спиртным. Пивной алкоголизм – это страшно, не начинайте злоупотреблять этой дрянью. Спасибо клинике и отличным понимающим врачам – вытащили…

  • Анастасия,

    Спасибо вам, что вернули мужа! До этого кодировался 2 раза, все равно срывался, по пьяни дурной был, меня бил, детей, деньги из семьи забирал, несколько раз на грани нищеты были. Теперь вот слава Богу, не пьет уже 2 года, стал нормально себя вести, устроился на работу, друзья у него нормальные появились, не только алкоголики. Теперь мы счастливая семья! Здоровья Вам!

  • Владимир Рычков,

    Долго не решался кодироваться, или вообще что-то решать с алкоголизмом, даже сознаться себе в этой проблеме боялся. Но нашел ваш сайт, побеседовал сначала по телефону – спасибо понимающим специалистам, все разъяснили, пригласили в клинику. Пока на алкоголь больше не срываюсь, полгода уже трезвый.

  • Андрей Бердычев, водитель

    Когда разводился с женой, начал пить все… Пиво, водку, коктейли, вина, самогон, спирт… ой… В общем, все это затянулось почти на 4 года, ничего не помогало, все равно начинал пить снова. Народные средства – ерунда, пробовал чемерицу – чуть не помер, едва откачали. Потом кодировка была, и опять начал пить. А потом мне знакомый посоветовал эту клинику. В общем, полтора года не пью, у меня теперь новая семья, недавно сын родился. Словно новая жизнь началась! Спасибо врачам за помощь и за понимание!

  • Екатерина Андреевна, стилист

    Я употребляла 5 лет, несколько раз кодировалась, начинала потом пить снова. Часто слышала от других, что женский алкоголизм – это приговор, что я конченная, родные мне это постоянно выговаривали. Вызвали на дом врача из этой клиники, он вывел из запоя, потом ездила туда лечиться. Теперь вот год уже все в порядке, я очень благодарна, не верила до этого, что смогу вылезти из стакана.

  • Степан Ермолов,

    Прочитал отзывы, решил тоже написать свой. Потому что могу выразить мнение алкоголика со стажем, может кому пригодится. До обращения в эту клинику я безрезультатно пытался бросить пить 9 раз. Каждый раз обращался к врачам, в различные центры, не буду их называть и позорить – все безрезультатно, никакие кодировки и полугода не выдерживали. Но только здесь решили начать с того, что вправить мне на место мозги и помочь поменять мировоззрение. И вот теперь не пью. Просто не пью уже 3 года. Спасибо грамотным врачам, они свое дело знают и реально помогают, а не сосут деньги.

  • Анатолий Иванович,

    Уже несколько раз пользовался услугами этой клиники. Всегда был доволен результатом и отношением не только врачей, но и диспетчеров, принимающих вызов. Рекомендовал и буду советовать своим друзьям и знакомым по мере необходимости. Спасибо.

alcokod.ru

Трезвость в православии — Википедия

Вино широко использовалось у ветхозаветных евреев как способ сохранения виноградного сока в жарком климате. Его подавали во время трапезы (Быт. 27, 25; 1 Пар. 12, 40; Ис. 22, 13), часто употребляли с хлебом (Быт. 14, 18; 1 Цар. 16, 20; 25, 18); оно входило в рацион как правителей (Неем. 5, 15; 18), так и простых людей (2 Пар. 2, 10; 15); вино брали в путешествие (Суд. 19, 19); им снабжали гарнизоны в городах (2 Пар. 11, 11; 32, 28). Однако вино всегда пили разбавленным на 1/3 — 2/3 водой; неразбавленное же вино давали только варварам и рабам.

Впервые вино упоминается в Библии в 9 главе Книги Бытие. «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил от вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре» (Быт.9; 20)

Далее следует грех Хама и разделение в семье.

От вина в Писании отличают крепкий напиток сикер (сикера) (Лев. 10, 9; Числ. 6, 3; Втор. 29, 6; Суд. 13, 4; 1 Цар. 1, 15). Были известны крепкие напитки из фиников, граната, меда, злаков (Песн. 8, 2; Притч. 20, 1; Ис. 24, 9; 28, 7; 29, 9).

В Свящ. Писании даются примеры постыдного поведения пьяных:

  • опьяневший шатается (Пс. 106, 27; Притч. 23, 34),
  • изрыгивает (Ис. 28, 8; Иер. 25, 27),
  • имеет багровые глаза (Притч. 23, 29),
  • вызывает насмешки (Ос. 7, 5),
  • лишается приличия (Плач. 4, 21), ума (Ос. 4, 11),
  • становится бедняком (Притч. 23, 21; ср.: 21, 17),
  • а вожди — неспособными выполнять их дело (Притч. 31, 4-5).

Приводятся примеры поступков, связанных с опьянением Ноя (Быт 9. 21), Лота (Быт 19. 31-38), Навала (1 Цар 25. 36-39), Давида (2 Цар 11. 13), Авесалома (2 Цар 13. 28), Илы (3 Цар 16. 9-10), Велиазара (Дан 5. 2), Олоферна (Иф 13. 2).

Полное воздержание от вина считалось чем-то необычным. Отказ от вина мог быть обусловлен его связью с языческим образом жизни (Дан 1. 8; ср. Втор 32. 38). Прор. Даниил не пил вино 3 недели перед получением видения, когда «был в сетовании» (Дан 10. 2-3).

Служащим священникам поэтому было запрещено пить вино под страхом смерти (Лев 10. 8-11; Иез 44. 21).

Назореи также должны были отказаться от винограда и любых продуктов из него на все время обета (Числ 6. 3; ср.: Суд 13 и Ам 2. 12).

Наконец, рехавиты не пили вино, так как стремились сохранить образ жизни номадов, без постоянных жилищ, сельского хозяйства и скотоводства (Иер 35).

Премудрый Соломон поучает: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Притч. 23, 32); «Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий увлекающийся ими, неразумен» (Притч. 20, 1). В книге Притчей Соломона есть поучение мудрой матери царя Лемуила: «Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых» (Притч. 31, 4).

Новый Завет

По толкованию Феофилакта Болгарского на чудо, сотворённое Господом на браке в Кане Галилейской (Ин.2:1-12), «под „вином“ ты можешь разуметь евангельское учение, а под „водою“ все предшествовавшее Евангелию, что было очень водянисто и не имело совершенства евангельского учения».

Существуют разные мнения по вопросу пил ли вино Иисус Христос. В православном богословии считается, что во время Своего земного служения Он употреблял вино (Мф 11. 19; Лк. 7. 34):

Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами её (Мф. 11:19). Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам (Лк. 7. 34).

В повествованиях о Тайной вечере термин греч.οἶνος (вино) не встречается ни у синоптиков, ни у ап. Павла (Мф 26. 20-29; Мк 14. 17-25; Лк 22. 14-28; 1 Кор 11. 23-25). Согласно православному толкованию, тем не менее «очевидно, что в чаше, над которой Спаситель произнес благословение, находилось вино» (см.: Мк 14. 25; Мф 26. 29; Лк 22. 18).

И не вино, но Причастие должно стать источником радости для христианина в Новозаветное время. Об этом пишет св. прпв. Иоанн Кронштадтский: «Хуже ли Я тебя упоеваю из Чаши Моей, что ты пьешь водку?» — Мало разве Я веселю тебя, что ты пьешь еще…увеселяющее питие?" — Господи! Твое веселье, от Чаши Твоей получаемое, совершенное, несравненное: оно и сердце веселит и тела не обременяет ни мало; и веселит сердце чисто, возвышенно, покойно; а «вино веселит сердце» (Пс. 103:15), но и отуманивает и одебеляет его и тяжесть производит потом в душе и в теле… — Итак, оставь пить водку. Не отуманивай своего сердца, не прогоняй благодать Мою от себя: она нежна, тонка, целомудренна и легко оскорбляется малейшим плотским угодием. — Я люблю желудок постный, питающийся простым хлебом и водою".

Апостол Павел, будучи назореем сам воздерживался от вина и поучает христиан: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не ничего , отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». (Рим.14:21). «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом». (Еф.5:18).

При этом апостол Павел пишет, что умеренное употребление вина может быть полезно для здоровья: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим 5. 23-24). По этому поводу книга христианских правил «Номоканон» поясняет: «….Буди первее ты, якоже Тимофей и тако пий и ты вино, яко же и он изсушися от частых, постися прежде крепце и воду пий леты многими и прочая труды Тимофеевы покажи. Умертви си тело и тогда пий вино в меру». Иными словами, будь подобен в подвигах воздержания и трудах апостолу Тимофею, тогда и пей при сильных недугах «немного вина».

Святитель Феофан Затворник, толкуя слова Павла об умеренности, пишет так:«Не упивайтесь вином (Еф.5,18), но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет — совсем не пей, — разве только в крайностях, в видах врачевания. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще и с приплатой! Итак, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан». (Толкование на Первое послание св. апостола Павла к коринфянам) «Для нас и на все случаи закон: ничего не делать, чем можно соблазнить брата… Воздерживайся также от вина и от всего, что только служит соблазном; потому что спасение брата не идет ни с чем в сравнение» (Толкование на Первое послание св. апостола Павла к римлянам).

Трезвость в святоотеческой традиции

Основания для трезвости в Типиконе — Уставе Церковном

Для тех, кто желает употреблять вино, Типикон сие не возбраняет.

«Черпати же тогда потребно есть… по единой чаше, или по две, или множицею по три, и ино ничтоже. Две бо или три чашы не по уставу рекохом, но по нужди бывает».

То есть строго говоря, Типикон разрешает (но не предписывает) по одной чаше вина, (в неимущих странах — пиво) две или три — уже по «нужде».

И далее в Типиконе: «Великий Симеон Чудотворец глаголет, яко похвала монаху, еже не питии вина. Аще ли и пиет немощи ради тела своего, мало да испивает. Подобно же и великий Пимен отец наш глаголет: яко вина отнюдь не подобает питии монаху».

Что же такое вино, разрешаемое Уставом?

Натуральное вино это — виноград (в неимущих странах — вишня, слива, мед…) перебродивший в естественных условиях или с небольшим добавлением сахара. Все витамины, минералы и микроэлементы, присутствовавшие в плодах земли точно так же так и при квашении капусты, мочении яблок сохраняются и могут быть использованы на пользу человеку. Этиловый спирт, получившийся в результате брожения — не основной, а вспомогательный, побочный, консервирующий элемент. Чтобы уменьшить его концентрацию традиционно вино разбавляли. В вине ценился вкус, букет, цвет, сладость, терпкость, но не крепость. Если где в Священном Писании и говорится об опьяняющих свойствах вина, то всегда в негативном смысле. Крепость и в Библейской и в античной традиции рассматривалась скорее, как помеха.

Правила 51 и 53 Святых Апостолов решительно возбраняют христианам гнушение вином, но допускают «удаление от вина» ради подвига воздержания.

По мнению Алексея Ильича Осипова, профессора богословия, преподавателя Московской Духовной Академии следует различать гнушение от воздержания:

«Одно дело гнушаться, другое — воздерживаться. Это разные вещи. Что значит — гнушаюсь? Под гнушением что разумеется? Когда Апостольские правила пишут о гнушении, что имеется в виду? Вино, мясо — то есть рассматривается то, что является творением Божиим. Гнушаться творением Божиим грешно. Но рассматривать — одно полезно, а другое вредно — это моя обязанность.

Надо понимать разницу между гнушением и рассуждением. Что мне полезно и что — вредно. Вот алкоголь — вреден. Моему организму трудно пить водку, коньяк, спирт, да еще неразбавленный. И здесь я — нет-нет-нет! Но не потому, что гнушаюсь, потому что для меня смертельно, потом что вредно. Это разные понятия — вред и гнушение.

Святые Церкви, воздерживавшиеся от вина

„Жития святых“ святителя Димитрия Ростовского указывают нам на множество святых которые ради воздержания совершенно отказывались от вина.

Преподобный Павел Комельский (память 10 января); Преподобный Иринарх Затворник(13 января); Преподобные отцы в Синае и Раифе (14 января); Преподобный Макарий Александрийский (19 января); Апостол Тимофей (22 января); Священномученик Климент, епископ Анкирский (23 января); Преподобная Ксения, в мире Евсевия (24 января); Преподобный Македоний Пустынник (24 января); Преподобный Макарий Колязинский (17 марта); Святитель Евтихий, архиепископ Константинопольский(6 апреля); Преподобный Пахомий Великий (15 мая); Преподобный Симеон Дивногорец (24 мая); Блаженный Иероним. (15 июня) Преподобный Паисий Великий (19 июня); Преподобный Афанасий Афонский (5 июня); Святитель Феодор епископ Едесский (9 июля); Преподобный Антоний Печерский (10 июля); Преподобная Евпраксия(25 июля); Преподобный Моисей Угрин (26 июля); Пророк Самуил (20 августа); Преподобный Александр Свирский (30 августа); Преподобный Симеонн Столпник (1 сентября); Преподобный Дорофей пустынник (16 сентября); Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворец (21 сентября); Преподобный Сергий Радонежский (25 сентября); Преподобный Харитон исповедник (28 сентября); Преподобный Дамиан Печерский (5 октября); Преподобная Таисия (8 октября); Святитель Мартин Милостивый, епископ Турский (12 октября); Преподобномученик Лукиан, пресвитер Антиохийский (15 октября); Святитель Иоанн, епископ Суздальский (15 октября); Апостол Иаков, брат Господень по плоти (23 октября); Мученик Арефа (24 октября); Преподобный Маркиан (2 ноября); Преподобный Иоанникий Великий (4 ноября); Преподобный Лука (6 ноября); Святитель Иоанн Златоуст, патриарх Константинопольский (13 ноября); Преподобный Петр Молчальник (25 ноября); Преподобный Роман (27 ноября); Святитель Феодор, архиепископ Ростовский (28 ноября); Преподобный Афанасий Печерский (2 декабря); Преподобные Иоанн, Ираклемон, Андрей и Феофил (2 декабря); Преподобный Стефан Новосиятель (9 декабря); Преподобные Марк Пещерник и Феофил Плачливый (29 декабря).

И многие другие святые мужи и жены.

В житии Апостола и Евангелиста Марка (25 апреля) есть свидетельство о первых христианах из Александрии: „Вина отнюдь никто из них не пьет“ .

Русская Православная Церковь и борьба за трезвость

Традиции трезвости в Русской Православной Церкви 10-18 в.

Стоглавый собор 1551 года в главе 51 „Ответ о пиянственном питии. Собрание от Божественнаго Писания яко не подобает во обители питию быти от негоже пияньство бывает“ подчеркивает традиционность употребление вина в „Констянтине граде и во святей горе Афонстеи, и во иных тамошних местех“, но „до пиянства его не пияху“. О Российской земле сказано так: „аще имеем питие пьянственное, не можем воздержатися, но пием до пьянства. А еже повелевают отцы святии пити по чаши или по две, или по три, сего мы ниже слышати хощем, ниже ведаем меру чаш онех, но сицева мера наша есть егда пияни — будем, якоже себе не познати, ниже помнити множицею даже и до облевания, и тогда перестанем пити“.

Уставы многих русских иноческих обителей исключали употребление вина на трапезе: Обитель преподобного Иосифа Волоцкого, Дивеевский женский монастырь (преподобный Серафим благословил: „Чтобы запаха вина в моей обители не было“), Валаамская обитель.

Святитель Феофан Затворник поучает: „Берегись первой чарки, пить до дна — не видать добра. И здоровье бывает крепче и надежнее, когда не пьют совсем. Не пьющий всегда свеж, проворен на деле“. „Не упивайтесь вином“ (Еф.5,18), но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет — совсем не пей, — разве только в крайностях, в видах врачевания. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще и с приплатой! Итак, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».

Много поучений о вреде пьянства и пользе трезвости встречаем у святителя Димитрия Ростовского, праведного Иоанна Кронштадтского.

Трезвенное движение в Церкви XIX — начала XX вв.

В XIX веке, с искусственным насаждением пьянства, в народе возникло стихийное движение за трезвость, которое было поддержано Русской Православной Церковью.

Первые общества трезвости появились в Литве в 1858 году, затем они возникли в губерниях Саратовской, Рязанской, Екатеринославской, Курской, были известия из Перми и Сибири — почти вся Россия покрылась сетью этих обществ. Святейший Синод Указом от 10 августа 1859 г. благословил «…священнослужителей живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания, ревностно содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях благой решимости воздерживаться от употребления вина».

После Циркулярного Указа Святейшего Синода от 10 августа 1889 года число приходских Обществ трезвости в России стало быстро расти. По статистическим сведениям, приведенным в Первом антиалкогольном адрес-календаре, всех церковных обществ трезвости значилось в Империи к началу 1911 г. — 1767. К 1912 их стало около 2 тысяч, причем церковно-приходские общества преобладали. Так, в Сибири 96,4 % обществ трезвости были церковными.

Во всех обществах трезвости устав требовал от каждого члена «служить примером воздержания от употребления спиртных напитков, а в большинстве церковно-приходских обществ прямо требовалась абсолютная трезвость: члены не должны были ни угощать вином своих гостей, ни посещать питейных заведений, ни отдавать свои дома внаем под подобные заведения. Принимали в члены на разные сроки: на один год, как это былопринято в городских обществах, на несколько месяцев, а в иных обществах — на всю жизнь».

При широкой постановке борьбы Церкви за народную трезвость требовались хорошо подготовленные кадры. В 1909 г. появляется Указ Святейшего Синода о введении в духовных семинариях преподавания правил борьбы с алкоголизмом, в которых, в частности будущие пастыри знакомились с гибельными последствиями алкоголизма, со способами пастырской деятельности по распространению в народе трезвости посредством устройства общин трезвости и других мер борьбы с развращающим влиянием «народного пьянства».

Необходимость трезвенной проповеди отражена в обращении Святейшего Синода 1909 года.

В 1912 году в Москве прошёл II Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с народным пьянством. На нём Архиепископ Новгородский Арсений выразил идею трезвенного движения «Необходимо совершить переворот в умах людей, нужно радикально изменить установившееся понятие о спиртных напитках. Надо убедить людей, что алкоголь — это яд для души и тела, что напиваться дома, в гостях, у соседей, в праздник — большой позор». На этом съезде протоиереем П. А. Миртовым, была предложена Программа курса учения о трезвости для педагогов и священников учительских и духовных семинарий.

А. Л. Мендельсоном был написан учебник трезвости.

Вопросам отношения Церкви к употреблению вина в повеседневной жизни и трезвости был посвящен доклад священномученика Владимира (Богоявленского), «Против ли нас (абстинентов) Библия».

К марту 1914 года относится определение Святейшего Синода об установлении на будущее время повсеместно в России ежегодного — 29 августа (ст. стиля), в день Усекновения главы Иоанна Крестителя церковного праздника трезвости, с производством в этот день сбора пожертвований на дело борьбы с пьянством.

4 апреля 1913 г. Николай II в Царском Селе принял депутацию от православно-церковных обществ трезвости в адресе, поднесённом от имени «1800 церковных обществ трезвости», содержалась просьба дать положительную оценку трезвенному движению. В частности, заключительная фраза звучала так: «Пусть же все русские люди видят, что трезвенное движение, как дело высоко государственное, охраняющее творческие силы великого русского народа, так нужные для его будущего, достолюбезно Твоему Царскому сердцу». На адресе Николай начертал: «Прочёл с удовольствием и желаю всемерного распространения по всей земле Русской трезвенного движения».

Наиболее известные православные общества трезвости конца 19 — начала 20 веков

По статистическим сведениям, приведенным в Первом антиалкогольном адрес-календаре, всех церковных обществ трезвости значилось в Империи к началу 1911 г. — 1767.К 1912 их стало около 2 тысяч, причем церковно-приходские общества преобладали. Так, в Сибири 96,4 % обществ трезвости были церковными.

Одно из первых общество трезвости было открыто в 1878 году в селе Дейкаловке Полтавской губернии, а учрежденное в 1882 году «согласие» трезвости в селе Татеве Смоленской губернии, устроенное Сергеем Александровичем Рачинским (02.05.1833-02.05.1902), впоследствии послужило образцом для организации ряда церковно-приходских обществ.

В 1898 и 1899 годах были изданы письма Сергея Александровича к студентам Казанской Духовной академии под заглавием «Письма С. А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости», в которых он обосновывает необходимость личного воздержания от спиртного: «Не говорю вам: всякое винопитие есть грех. Но умоляю вас: воспитайте вашу волю совершенную трезвостию, чтобы никогда винопитие не вовлекло вас в грех опьянения. Вот смысл тех срочных обетов, которые я предлагаю вам, изведав их пользу на бесчисленных опытах. Предлагаю их вам только потому, что положительно знаю, какое неисчислимое добро исполнение подобных обетов принесло бы и лично вам, и вашим близким».

«Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мной соглашались, никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи».

Протоиерей Петр Поляков, будучи ещё сельским учителем в Курской губернии, организовал в 1884 году одно из первых православных обществ трезвости в России — «Христианское общество трезвости и воздержания». В Курской губернии Поляков начал издавать первый в России трезвенный журнал «Трезвое слово», который выходил в виде сборников.

Самым известным и многочисленным обществом трезвости было Александро-Невское общество трезвости в Санкт-Петербурге, основанное «апостолом трезвости», как его называли современники, священником Александром Васильевичем Рождественским (1872—1905). В день открытия общества в его члены было принято 150 человек, а через год численность общества достигла 3204 человек (к 1917 году было уже более 140 тысяч трезвенников!) «Ведь это значит, — писал известный литератор Е. Поселянин, — 140 тысяч семей, то есть целое население крупного города, которое можно считать застрахованным от когтей нужды, безработицы, беспросветного земного ада! Это — громадная область, оторванная у сатаны, это — — великий живой дар Царствию Божию».

Одним из крупнейших обществ трезвости Империи являлось Казанское общество трезвости, основанное небольшой группой активистов в 1892 году. В общество входили многие известные священнослужители, учёные, чиновники и общественные деятели Казани. Бессменным лидером организации являлся А. Т. Соловьёв.

Многие священники — организаторы приходских общин трезвости и деятельные проповедники трезвого образа жизни прославлены ныне в сонме новомучеников и исповедников Российских.

Современные православные общины трезвости

Большинство православных общин и обществ трезвости в России объединены во Всероссийское Иоанна-Предтеченское Братство «Трезвение», которое действует на основе Устава. В Братство также входят общины с Украины, из Белоруссии, Казахстана.

На данный момент Братство так или иначе представлено в 18 епархиях Русской Православной Церкви. Оно состоит из общин, каждая из которых действует по благословению архиерея, правящего данной епархией.

Из общин трезвости, не входящих в Братство «Трезвение» отметим:

Общину трезвости в с. Ромашково, которой руководит протоиерей Алексий Бабурин.

Православное общество христиан-трезвенников братца Иоанна Чурикова при храме Феодоровской иконы Божией Матери, храме Новомученников и исповедников Российских в Петербурге.

ru.wikipedia.org

Статьи по теме