Отклоняющееся поведение алкоголизм

Вопрос: Отклоняющееся поведения. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. что это за понятие?

В свободном ПрОЛЁТЕ

Отклоняющееся поведение и его типы

Социальные нормы, которым люди следуют в своих дейс­твиях, придают социальному миру регулярность и предсказу­емость. Но не всегда и не все действия индивидов соответству­ют социальным ожиданиям. Люди довольно часто отклоняют­ся от правил, которым они обязаны руководствоваться.

Девиантное (от позднелат. deviatio — отклонение) (от­клоняющееся) поведение — социальное поведение, несоот­ветствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

Основными формами девиантного поведения являются: пьянство; наркомания; преступность; проституция; само­убийство; гомосексуализм.

Некоторые социологи проводят разграничение между де-виантным и делинквентным (лат. delinquens — совершаю­щий проступок) (буквально — преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под ка­тегорию противоправного действия. При этом подчеркива­ется, что девиантное поведение относительно, ибо принадле­жит к моральным нормам данной группы, а делинквентное — абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выражен­ную в юридических законах общества.

Существуют различные объяснения причин девиантного поведения.

Биологическое

Люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному ти­пу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к пре­ступлениям отражается в его облике

Психологическое

Девиантное поведение является следст­вием психологических качеств, черт ха­рактера, внутренних жизненных устано­вок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и сре­дой. В то же время сам поступок, нару­шение закона может стать результатом психологического состояния девианта

Социо­логичес­кое

Девиантное поведение вызывается ано-мическим состоянием общества (ано­мией) , т. е. распадом существующей си­стемы социальных ценностей и норм, ре­гулирующих жизнедеятельность людей. По Теории стигма­тизации (от гр. stig­ma — угол, пятно)

Девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а груп­повой оцейкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установ­ленных норм.

Выделяют первичную и вторичную де­виацию. При первичной девиации ин­дивид время от времени нарушает неко­торые социальные нормы. Однако окру­жающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя деви­антом. Вторичная девиация характери­зуется тем, что на человеке ставят клей­мо «девианта» и начинают с ним обра­щаться не так, как с обычными людьми.

Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием кри­минальной субкультуры, носителями которой являются де-классированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступ­ки, называют группами риска. К таким группам, в частнос­ти, относят определенные слои молодежи.

По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Ведь отклонения не обязательно направлены в худ­шую сторону. Иногда девиантное поведение носит позитив­ный характер (например, национальные герои, выдающиеся спортсмены, политические лидеры, передовики производства) .

Вместе с тем необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основ­ных направления: если в отношении преступного (делинквен-тного) поведения нужны жесткие запретительные меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, пси­хические расстройства и др. , требуют организации разных ви­дов социальной помощи — открытия кризисных центров, до­мов для бездомных, телефонов

Девиантное поведение наркомания, алкоголизм, проституция, суецид - Реферат , страница 1

Социальный контроль над девиантным поведением

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.

Основные виды девиантного поведения

Девиантное поведение подразделяется на две группы

1.Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизойды, эпилептойды и лица с акцентуированным характером.

2.Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии – пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.

К основным субъектам девиантного поведения можно отнести лиц, страдающих определенными формами психической патологией и склонных на этой основе к аморальному поведению, попыткам членовредительства и самоубийствам.

Таким образом, психические расстройства проявляются в двух формах:

Акцентуированные характеры, т.е. крайние варианты нормы. Люди с ярко выраженными “тяжелыми” чертами характера часто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб.

Психические расстройства в виде акцентуаций возникают у молодых людей по ряду причин:

1.Часто психические расстройства обусловлены тем, что к молодому человеку общество предъявляет завышенные требования. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные отрицательные переживания, то формируется комплекс неполноценности, и возникает необходимость в искусственных компенсаторах - алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении.

Особенно провоцирует появление ранее скрытой акцентуации или патологии, пубертатный период, т.е. период полового созревания.

2.Сказываются трудности переходного возраста, т.е. переход во “взрослую” жизнь, он сопровождается перестройкой психики. Перестраиваются такие важные процессы как: мышление, ощущения, восприятие, меняется мир иллюзий, чувствования, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки.

3.Перестройка “Я-концепции”. “Я-концепция” - это устойчивая и неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и самим собой.

Личностные расстройства

Отчуждение – проявляется в том, что человек оказавшись в конфликтной ситуации, не может самостоятельно из нее выйти. Что бы уйти от конфликта он должен разорвать связь между своим “я” и травмирующей средой. Этот разрыв создает дистанцию между человеком и окружением, а позднее она перерастает в отчуждение.

Деперсонализация – имеет место, когда отчуждается само “я”, утрачивается ощущение собственного тела, теряет смысл любая деятельность, притупляются эмоции, безразличие берет верх во всем.

Депрессия – состояние аффекта с отрицательной окраской. Под депрессией понимают сильную тоску, сопровождаемую отчаянием и кризисом духа. В состоянии депрессии время как бы замедляется, наступает быстрая утомляемость, снижается работоспособность. Приходят мысли о собственной ничтожности, возможны попытки самоубийства. Депрессия может протекать в различных формах:

Локус контроль – человек приписывает себе или другим ответственность за важнейшие события или наоборот, человек считает, что его жизнь зависит от внешних сил. Отсюда чувство бессилия и безнадежности. При тяжелых формах депрессии мнимое чувство вины, стрессовые ситуации в результате потери близких людей, критика со стороны авторитетных лиц может привести к суицидальным попыткам;

Бред физического недостатка, который возникает в период полового созревания преимущественно у девочек. Эти переживания, как правило, связаны с внешностью и широко варьируются от веснушек до полноты или худобы ног, талии и пр. Иногда недовольство своим телом достигает уровня паранойи, и молодые люди становятся озлобленными и несчастными.

Синдром философской интоксикации. Интерес молодых к проблемам бытия – явление вполне нормальное. Однако у части молодых людей этот интерес принимает уродливые формы: изобретаются всеобщие законы мировоздания, вынашиваются планы переустройства мира. Часто их увлекают такие таинственные науки, как парапсихология, оккультные науки, а так же контакты с НЛО.

Учебные неврозы или фобии проявляются в упорном нежелании посещать школу, колледж, институт. Невроз выражается в конфликтных отношениях с преподавателями и одноклассниками, в нежелание вникать в отдельные учебные предметы или все предметы сразу. Особенно часто неврозами страдают школьники. Беда нашей школы в том, что подчас в ней насаждаются порядки казармы, а учителя выполняют в ней функцию надзирателей.

Трудность распознания юношеских патологий заключается в их скрытом проявлении и в большинстве своем касаются нормальных молодых людей. Психология нужна всем, чтобы вовремя заметить негативные черты характера и отреагировать на них педагогическими методами.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1)Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.

2)Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, “продажной любви”, взрыве насилия и правонарушениях.

3)Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

НАРКОМАНИЯ

Наркотики известны человечеству с незапамятных времен. Древние источники свидетельствуют о том, что наркотики употреблялись в Месопотамии, Египте, Индии, Китае за полторы тысячи лет до нашей эры. Первыми наркотиками были продукты опиумного мака и индийской конопли. Употребление наркотиков, по общему правилу, было уделом “низших слоев”.

Разновидностью наркомании является токсикомания. К распространенным наркотическим веществам относятся:

1.Морфий и героин – алколойды опиума;

2.Снотворные средства, включающие так называемые барбитураты;

3.Гашиш (анаша, план, марихуана);

4.Стимулирующие средства, обладающие эффектом возбуждения нервной системы.

5.Кокаин – алколойд растения кока.

Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.

Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов это легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, особенно среди молодежи и развитию целого “букета” соматических и психических заболеваний.

На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии “ломки” наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Одной из психологических субъективных причин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, неустроенный досуг, социальная несправедливость, неустроенность быта, неудачами в учебе или на работе, разочарование в людях.

Значительное место в этнологии причин наркомании занимает личность наркомана. Имеются в виду демографические, возрастные и социально-медицинские аспекты. Среди наркоманов преобладают мужчины. Другое важное обстоятельство – то, что этим недугом поражена, главным образом, молодежь.

Мотивы наркомании и токсикомании:

-Удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества;

-Испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой;

-Выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим;

-Познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;

-Достижение “ясности мышления” или “творческого вдохновения”;

-Достижение чувства полного расслабления;

-Уход от чего-то гнетущего.

Питательной почвой для наркомании является микросреда. Большое значение играет семья, уличное окружение. Появление хотя бы одного наркомана во дворе, на улице, в школе на работе, пагубно влияет на окружающих. Первоначально наркотики дают как угощение, бесплатно, потом в долг, затем требуют деньги.

Токсикомания – заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая – чигиря, вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянения кроме эйфории возникают зрительные галюцинации.

works.doklad.ru

Детский алкоголизм как форма проявления девиантного поведения у детей - Реферат , страница 1

Детский алкоголизм как форма проявления девиантного поведения у детей

Реферат

Написала студентка 4-го курса очно/заочного отделения факультета иностранных языков Чернова А.П.

Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова

Москва 2006 г.

Введение

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, алкоголизма, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической, экологической нестабильности общества и неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

На фоне быстрого распространения наркомании в России ослабло внимание к проблеме массовой алкоголизации населения. Между тем, практически по всем параметрам – уровню потребления алкоголя, заболеваемости, смертности, преступности на почве алкогольного опьянения, степени подверженности алкоголизации подростковой и женской части населения, оно достигло уровня, серьёзно подрывающего духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества.

Исследования, проведённые среди подростков-школьников, выявили, что основную роль в приобщении к алкоголю сыграли существующие традиции и обычаи. 57, 7 % мальчиков и 73, 4 % девочек впервые познакомились со спиртными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств. На развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста выявлено также влияние сверстников. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12–16 лет называют: самоутверждение – 56, 9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31, 1 %, снятие психического напряжения – 12 %. Причём, если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5–10 лет, то у ребёнка формирование хронического алкоголизма происходит в 3–4 раза быстрее.

Девиантное поведение у детей

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.). Известный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой).

Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:

а) социально-педагогической запущенностью, когда ребенок, подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;

б) глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т.д.;

в) отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;

д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.

Особую роль и значение в этой цепи причин играет социально-педагогическая безнадзорность детей и подростков, развивающаяся на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих. В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности. Возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объединению, кооперации, самоорганизации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей.

Недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентации, этических норм и эстетических вкусов способствуют выбору подростками негативных, противоправных сфер приложения своей активности, что неизбежно отражается на их поведении, на формировании личности, социального облика. Значительную роль в этом процессе играет отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи детям и подросткам.

Микросреда, в которой вращается современный подросток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье) и в школе. Особенно благоприятную обстановку для появления отклонений в сфере морали и поведения создает городская среда, с ее анонимностью, безличным характером взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твердых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде.

Наблюдающийся кризис системы ценностей, вымывание общепринятых норм и правил поведения привели к тому, что в обществе чрезвычайно большое значение стало придаваться накоплению богатства как символу успеха. Именно в этом направлении ведется формирование, развитие соответствующих потребностей, ценностных ориентации у подрастающего поколения (особенно интенсивно через средства массовой информации).

Потребительская идеология стала основополагающей в процессе либерализации общества. Престиж в нем зависит уже не столько от личных качеств, сколько от обладания теми или иными предметами и ценностями. При этом средствам и способам достижения такого благополучия не придается значения. Таким образом, подросток часто может видеть или слышать, как происходит незаконное и безнаказанное обогащение определенной группы населения за счет другой, некоторые же из них достигают не только материального успеха, но и получают признание окружающих и даже проникают во властные структуры общества, не встречая соответствующего сопротивления. Все это оказывает влияние на формирование жизненных и социальных ориентиров и идеалов подростков.

Вот почему так важно сегодня в школе создавать среду, свободную от условий, деформирующих сознание подростка, порождающих отклоняющееся поведение. Для развития личности подростка школа может предоставить ему возможность общаться с такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя их положительные качества, их позитивный социальный опыт. Включая в свой внутренний мир нормы, ценности и установки любимых и уважаемых людей как свои собственные, подросток из этих элементов подражания формирует свой идеал — внутреннее представление о том, каким он хотел бы стать. Общение с людьми, обладающими высокими нравственными принципами, разделяющими гуманистические ценности и идеалы, поможет изменить отношение подростков к своему поведению.

По мнению опрошенных педагогов, внешними факторами, негативно влияющими на развитие и поведение детей и подростков, которые школа по мере возможности должна корректировать, являются:

I. Процессы, происходящие в обществе:

— отсутствие ясной позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;

— несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;

— безработица (явная и скрытая);

— отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;

— разрушение и кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения (детских и юношеских организаций, семьи, школы);

— пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;

— отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им помощь по итогам диспансеризации;

— недоступность для детей бесплатного качественного дополнительного образования (кружков, секций и др.);

доступность табака, алкоголя, наркотиков.

П. Состояние семьи, ее атмосфера:

— неполная семья;

— материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);

— низкий социально-культурный уровень родителей;

— отсутствие семейных традиций;

— стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);

— отрицание самоценности ребенка;

— удовлетворение потребностей детей (их недостаток и избыток);

— злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков и др.;

— попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.

III. Выявление факторов риска, идущих от организации внутришкольной жизни.

Анализ мнений учителей показывает, что таковыми чаще всего являются:

1. Несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания: плохая материальная обеспеченность школы; отсутствие налаженной, систематической связи школы с семьей учеников и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка, через общественность; нехватка учителей-предметников; частая отмена уроков; неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских организаций в школе.

2. Профессиональная несостоятельность части учителей, выражающаяся в незнании детской, возрастной психологии; авторитарный или попустительский стиль взаимоотношений в системе «ученик — учитель»; необъективный подход к оценке знаний учащихся, навешивание ярлыков; подавление учителями личности ученика (угрозы, оскорбления и др.).

3. Внедрение новых учебных программ, переоценка ценностных ориентиров и, как следствие, непонимание «чему и как учить?».

4. Низкий уровень развития и учебной мотивации детей, поступающих в школу.

Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков требует их психологической иммунизации, т.е. обучения психогигиеническим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Для решения этих задач необходима выработка школьной политики, направленной на создание социально-педагогических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса.

works.doklad.ru

Урок обществознания по теме "Отклоняющееся поведение". 8-й класс

Загрузить презентацию (235,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Назад
  • раскрыть сущность понятия «отклоняющееся поведение», рассмотреть его отдельные формы.
  • описать последствия наиболее опасных  форм отклоняющегося поведения,  проанализировать причины негативного поведения.
  • Развивающие: развивать умения выступать с докладами, работать с текстом в учебнике, выбирать главное.
  • Воспитательные: воспитывать  здоровый образ жизни.

Оборудование: сообщения и рисунки учащихся, презентации. Средства ИКТ

Тип урока: комбинированный.

Понятия для запоминания: отклоняющееся поведение, алкоголизм, наркомания, курение, здоровье.

План

Организационный момент. Сообщение целей и  задач урока. (Презентация 1).

– Что такое социальные нормы? (Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь) Какие формы норм существуют? (Дозволения, предписания, запрета) Какие виды социальных норм вы знаете? (Правовые, моральные, этические, эстетические, религиозные, корпоративные, политические)

Работа в группах

– Определите к какому виду социальных норм относится?

  • Каждый мусульманин должен в праздник Курбан-байрам подать бедным деньги или пищу.
  • Гражданин имеет право участвовать в голосовании с 18 лет.
  • Почетное место за столом предоставляется главе семьи.
  • Назначение премьер-министром лидера партии, победившей на выборах.

– Как они регулируются? (Социальные нормы регулируют поведение людей тремя способами:

  • Дозволение

– Как осуществляется социальный контроль? – Какую роль в нем играют санкции?

Слово учителя. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими). Есть ли ситуации, когда приходится отступить от существующих  норм? Какие вредные привычки угрожают сегодня здоровью и  полноценной жизни молодых? Социальная жизнь человека регулируется нормами и правилами. Деятельность людей превратилась бы в хаос, если бы они не придерживались правил, определяющих поведение в соответствии с ситуацией. Например, движение по дороге невозможно, если не соблюдают правила дорожного движения. Нормы, которым мы следуем, в наших действиях, придают социальному миру регулярность и предсказуемость. Но не всегда и не все действия людей соответствуют социальным ожиданиям.  Люди довольно часто отклоняются от правил, которым они обязаны следовать. В социологии существует понятие отклоняющегося или девиантного поведения. Отклоняющимся поведением называют поведение, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам. Ни в одном обществе невозможно провести линию и разделить людей на тех, кто отклоняется от норм, и тех, кто им следует. Большинству людей случалось нарушать общепринятые правила. Например: припаркованный на пешеходной дорожке автомобиль, пешеход, идущий на красный свет светофора и т.д.

2 человека составляют кластер  – отклоняющееся поведение

Слово учителя: Из всего многообразия форм отклоняющегося поведения социологи выделяют отдельные группы. Во-первых, можно рассматривать такое поведение на уровне  отдельной личности (подросток злоупотребляет алкоголем или курением), в рамках межличностных отношений в малых социальных группах (родители алкоголики или наркоманы перестали воспитывать своих  несовершеннолетних детей), на уровне государства (за предоставление  необходимого документа чиновник требует взятку). Во-вторых, среди форм отклоняющегося поведения нередко выделяются те, которые нарушают правовые нормы, влекут за собой правовую  ответственность. Есть такие формы отклоняющегося поведения, которые не создают неудобств окружающим, не подрывают стабильность общества.  Например, люди, которые открыли приют для бездомных животных и содержат животных за свой счет. Такое поведение мы назовем чудачеством. Но во многих случаях отклоняющееся поведение ведет к нежелательным как для личности, так и для общества последствиям. Среди наиболее опасных форм – алкоголизм, курение и наркомания. Отклоняющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям.

Совокупность преступлений в социологии имеет особое название — делинквентное поведение. (Рисунок №1).

Лудомания – патологическая зависимость от азартных игр

Статистика: около 30% людей, увлекающихся компьютерными играми, злоупотребляют нахождением в виртуальности, а 10% – находятся в стадии психологической зависимости. (Рисунок №2).

Пока группы работают над заданием, 2 человека выводят на экран кластер

Задание. На оси социализации распределите негативные и позитивные формы девиантного поведения.

«Тело всегда первый ученик души», – считал американский философ Торо. Культура тела – это стремление и умение поддерживать его в здоровом состоянии физическими упражнениями и избеганием излишеств. К сожалению, люди часто портят себе здоровье и сокращают продолжительность жизни из-за вредных привычек. Что такое здоровье?  Здоровье – это нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Алкоголизм, наркомания и табакокурение – самые массовые враги здоровья человека. 

Работа в группах

1 группа –  наркомания (Презентация 2)

Карточка № 1

Тема – Влияние употребления наркотиков на общество и личность

План

  1. Влияние употребления наркотиков на личность.
  2. Какой ущерб наносит обществу употребление наркотиков?

Болезнью не менее страшной, чем алкоголизм, является наркомания. Особенно тревожно то, что это беде в основном молодых: 65% наркоманов – люди в возрасте до 35 лет. Наркомания – это непреодолимое болезненное пристрастие к употреблению одурманивающих веществ (наркотиков), приводящая к тяжелым нарушениям функций организма. Прием наркотиков порождает психическую зависимость, которая может сформироваться от нескольких приемов наркотиков. Вслед за психической приходит и физическая зависимость: в случае прекращения приема препарата человек начинает испытывать страшные физические страдания (ломку). Это заставляет снова и снова искать наркотик. Наркотики оказывают токсическое воздействие практически на все внутренние органы и системы организма, которое является причиной различных заболеваний и ранней смерти. Наркоман идет на все, совершает любое преступление, чтобы добыть наркотик. Кроме того, употребление наркотиков оказывает влияние и на потомство. Медико-генетические исследования говорят о том, что у детей, родители которых страдают наркоманией, существенно повышен риск различных заболеваний. Наркомания заняла первое место среди причин преждевременной смерти людей, опередив сердечно-сосудистые и раковые заболевания. Если раньше продолжительность жизни наркомана была 10 лет от начала употребления наркотиков, то на сегодняшний день она составляет 3-4 года. Проблема усугубляется еще и риском  заражения различными инфекциями, включая ВИЧ.

Памятка "11 способов отказаться" (Приложение 1)

2 группа – влияние алкоголя (Презентация 3)

Карточка № 2

Тема – влияние употребления алкоголя на общество и личность

План

  1. Влияние на личность употребления спиртного
  2. Какой ущерб наносит обществу употребление алкоголя

Алкоголизм – это серьезное психическое и телесное заболевание. От вина гибнет не только тело, но и душа. Все, что было ценно: семья, друзья, работа, увлечения уходят на последний план. В погоне за стаканом отравленного зелья человек часто совершает правонарушения и даже преступления . В последнее время в России участились случаи, когда пьяные водители калечат или убивают пешеходов. Среди пострадавших есть маленькие дети.  Или же родители, страдающие алкоголизмом, перестают выполнять свои обязанности по отношению к  несовершеннолетним детям, что  зачастую приводит к печальным последствиям. Например, мать забыла новорожденного сына на балконе.  Мальчик умер от переохлаждения. Напасть, губящая человека, начинается с «выпивок по случаю», затем наступает период пьянства, которое в конце концов и приводит к алкоголизму – тяжелому хроническому заболеванию, вызываемому постоянным употреблением спиртных напитков и характеризующееся зависимостью человека от алкоголя. Привыкание – самое коварное последствие злоупотребления алкоголем. При этом человек уже не может лишь по личному желанию отказаться от «пьяного» образа жизни. Необходимо лечение, и даже если оно  пройдено успешно, «все в порядке» уже не будет никогда.  Ни единого органа, который бы не поражался в результате частого употребления спиртных  напитков.  Алкоголизм разрушающим образом действует на личность пьющего. В организме человека нет напитков. Прежде всего алкоголь поражает нервную систему человека, разрушает клетки головного мозга, изменяет психику (утрачивается способность к анализу, нарушается речь, возникают провалы в памяти). После длительной хронической интоксикации  человек приходит к абсолютной бездеятельности. Он  слабо воспринимает окружающую действительность  и начинает вести «растительный» образ жизни. У людей, попавших в стойкую алкогольную зависимость, под влиянием спиртного снимаются многие моральные запреты, высвобождаются низшие инстинкты, появляется ощущение вседозволенности, многие превращаются для своих близких в деспотов. Человек  уже не  заботится о качестве проделанной работы, не думает о семейных проблемах.  Неудивительно, что  распадаются семьи, утрачивается работа, уходят друзья, остается только компания собутыльников. Нередко такое состояние называют социальной смертью. Но самое страшное, что в алкогольном опьянении люди совершают преступления. Например, отец убил новорожденного ребенка только за то, что тот заплакал от голода.  По данным института рака США, алкоголь повышает риск возникновения рака полости, гортани, пищевода, печени и груди. Два бокала вина в день (300г) увеличивают риск развития рака молочной железы у женщин на 25%. Крепкие напитки могут повысить риск развития рака толстой кишки и яичников. Эти риски возрастают после примерно одного бокала вина в день для женщин и двух – для мужчин.

Показ сказки (Приложение 2)

Ребята, и этой вредной привычке мы говорим: “Нет!”.

Задание: Четверо друзей из одного двора решили встреться в новогоднюю ночь, чтобы покататься с горки.  Саша зашел за Андреем, затем вместе они пошли за Сергеем и Мишей, Михаил что-то долго копался в своей комнате, наконец вышли на улицу. «А я что-то для вас припас», – гордо сказал Миша и достал спрятанную под курткой бутылку с вином. «Вот это да!» – восхитился Андрюха. Сережа смутился, а Сашка решительно заявил «…» Напишите, какие аргументы может привести Саша, чтобы убедить своих друзей отказаться от спиртного.

3 группа – статистика

Тема:   Причины употребления алкоголя и наркотиков

План

  1. Статистические данные по Ростовской области
  2. Причины употребления алкоголя и наркотиков 
  3. В каких статьях уголовного кодекса РФ рассматривается данный вопрос и какие меры наказания существуют.

Каковы причины отклоняющегося поведения?  Во-первых, человек живет сегодняшним днем, в состоянии беззаботности, легкости, которое ему приносят алкоголь, наркотики или табак. Во-вторых, это  наследственная предрасположенность. До 30% детей, чьи родители  злоупотребляли алкоголем, могут стать алкоголиками. В-третьих, это социальные факторы. Одни из них связаны с семьей, другие – с состоянием общества в целом. Исследования показали, что большинство молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях, где отсутствовали сплоченность (скандалы, склоки были частым явлением), взаимная привязанность либо проявлялась  сверхсуровостью родителей. Если говорить об общества в целом, то в нем бывают особые периоды глубоких перемен, когда регулирующая роль норм ослабевает. Реальность так меняется, что перестает соответствовать сложившимся ранее ценностям и правилам. Многие прежние ценности теряют свое значение, а вновь нарождающиеся предпочтения нередко конфликтуют с традиционными представлениями. В этих условиях чаще проявляется отклоняющееся поведение  в  негативных формах: преступности, пьянстве, наркомании, проституции . И общество, и государство стремятся принять меры к ограничению особо опасных форм отклоняющегося поведения, в частности законодательно ужесточая ответственность за это. Но человек должен  сам сделать свой выбор: совершать  преступление или нет, употреблять алкоголь  или наркотики.

КСТАТИ…

  • В России в царствование царя Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали  60 ударами палок по стопам, во второй раз – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было  запрещено под страхом смертной казни.
  • Борьба с алкоголизмом имеет почти такую же древнюю историю, как и спми спиртные напитки. В Афинах правитель Солон ввел закон, согласно которому должностные лица наказывались за пьянство: первый раз – крупный штраф, а при повторении – смертной казнью.
  • Одно время и в России пьянство преследовалось государством. При Петре1 пьяницам, попавшим в тюрьму, вешали на шею тяжелую чугунную медаль с надписью «За пьянство».

4 группаКарточка № 4

Тема: Sswot-анализ здорового образа жизни

Ромашка

Альтернативой отклоняющемуся поведению может стать здоровый образ жизни. (Рисунок № 3).

Выступление атамана (Презентация 4)

Закрепление – тестовая работа в группах (Приложение 3)

Синквейн

– Что нового узнали?

Вывод урока:

–  Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам.

Девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное – терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. (Различные виды девиантного поведения могут быть нормой в одной ситуации и отклонением от нее в другой.)

Однако, криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм, табакокурение и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов.

Оценки за урок.

Домашнее задание – 1 уровень параграф  –  26, 2 уровень – составить антирекламу,  индивидуальное задание – подготовить презентацию по теме «Здоровый образ жизни».

– Мне очень хочется, чтобы каждый из вас постарался избавиться от негативных отклоняющихся привычек и изменил мир. Вспомним слова  Е. Евтушенко:

Пусть нам не дано

festival.1september.ru

Статьи по теме